Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  246 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 246 / 308 Next Page
Page Background

— 238 —

сы: Какъ узнать прибыль? Что изъ чего надо вычитать? Можно ли

вычитать? —После соотв'Ьтствующихъ отвгЬтовъ на эти вопросы былъ

установленъ слгЬдующш планъ решетя этой задачи: 1) узнать покуп­

ную стоимость арбузовъ; 2) продажную стоимость ихъ, и 3) при­

быль торговки. ЗатЗзмъ были произв дены вычислешя. Следующая за­

дача была такая: „Въ 4 уЬздахъ 48256 дес. л'Ьсу; въ одномъ уЬзд’Ь

9325 дес., въ другомъ на 3267 дес. бол’Ье, въ третьемъ столько;

сколько въ первыхъ двухъ вм’ЬсгЬ. Сколько десятинъ въ четвертомъ

у'ЬздгЬ?“ Содержите задачи было усвоено. После того, какъ было уяс­

нено, что когда что-нибудь даготъ четверымъ, то последнему (четвер­

тому) придется остальное, ученики сказали, что эту задачу можно ре­

шить вычиташемъ изъ 48256 дес. леса того леса, что находился въ

первыхъ трехъ уЪздахъ.* Можно ли вычитать?" — „Шзтъ, потому что

мы не знаемъ вычитаемаго, т. е., сколько леса въ первыхъ трехъ

уЬздахъ вм'Ьст'Ь".— „Какимъ действшмъ можно узнать это вычита­

емое?"— „Сложешемъ".— „Можно ли делать сложеше?" — „Нетъ , мы

не знаемъ двухъ слагаемыхъ".— „Какихъ?"— „Сколько лесу во второмъ

у^здЬ и сколько въ третьемъ". — „Какъ узнать, сколько лесу во 2-мъ

уезде?" — „Надо сложить 9325 и 3267 ". — , А какъ узнать, сколько

лесу въ третьемъ уезде?" — „Надо сложить число десятинъ 1-го и 2-го

уездовъ“ . — „Можно ли делать сложеше?"— „Ш тъ , сначала надо узнать

сколько лесу во второмъ уезде"? — „А потомъ?" — „Сколько лесу въ

третьемъ уезде". — „Дальше?" — „Сколько лесу въ трехъ уездахъ

вместе".— „Наконецъ?" — „Сколько лесу въ 4-мъ уезде". После уста­

новлен^ такого плана решешя, ученики начали производить вычислена.

Вечернхя завятш начались объяснешемъ цели утреннихъ уроковъ.

Цель урока во 2-мъ отделена —повторить сложевш и научить вычи­

тание двузначныхъ чиселъ устному, па счетахъ и письменному, а цель

урока въ 3-ыъ отделеши —научить составлять планъ решешя задачи

въ томъ случае, когда главнымъ вопросомъ задачи служитъ узнаваше

остатка, или разности, или прибыли

После этого говорили о десяткахъ и действшхъ надъ ними. Въ

начале дается понятш о десятке, т. е. о десяти предметахъ вместе,

па бруске ариеметическаго ящика и десяти кубикахъ изъ того же

ящика, потомъ считаютъ бруски или косточки на второй проволоке

счетовъ (десятки), учатся писать 20, 3 0 ,... по образцу того, какъ пи­

шется 10. Дальше даютъ примеры и задачи на сложеше, вычиташе,

умножеше и делеше десятковъ, чтобы показать, что десятки считаютъ

такъ, какъ считаютъ единицы.