— 238 —
сы: Какъ узнать прибыль? Что изъ чего надо вычитать? Можно ли
вычитать? —После соотв'Ьтствующихъ отвгЬтовъ на эти вопросы былъ
установленъ слгЬдующш планъ решетя этой задачи: 1) узнать покуп
ную стоимость арбузовъ; 2) продажную стоимость ихъ, и 3) при
быль торговки. ЗатЗзмъ были произв дены вычислешя. Следующая за
дача была такая: „Въ 4 уЬздахъ 48256 дес. л'Ьсу; въ одномъ уЬзд’Ь
9325 дес., въ другомъ на 3267 дес. бол’Ье, въ третьемъ столько;
сколько въ первыхъ двухъ вм’ЬсгЬ. Сколько десятинъ въ четвертомъ
у'ЬздгЬ?“ Содержите задачи было усвоено. После того, какъ было уяс
нено, что когда что-нибудь даготъ четверымъ, то последнему (четвер
тому) придется остальное, ученики сказали, что эту задачу можно ре
шить вычиташемъ изъ 48256 дес. леса того леса, что находился въ
первыхъ трехъ уЪздахъ.* Можно ли вычитать?" — „Шзтъ, потому что
мы не знаемъ вычитаемаго, т. е., сколько леса въ первыхъ трехъ
уЬздахъ вм'Ьст'Ь".— „Какимъ действшмъ можно узнать это вычита
емое?"— „Сложешемъ".— „Можно ли делать сложеше?" — „Нетъ , мы
не знаемъ двухъ слагаемыхъ".— „Какихъ?"— „Сколько лесу во второмъ
у^здЬ и сколько въ третьемъ". — „Какъ узнать, сколько лесу во 2-мъ
уезде?" — „Надо сложить 9325 и 3267 ". — , А какъ узнать, сколько
лесу въ третьемъ уезде?" — „Надо сложить число десятинъ 1-го и 2-го
уездовъ“ . — „Можно ли делать сложеше?"— „Ш тъ , сначала надо узнать
сколько лесу во второмъ уезде"? — „А потомъ?" — „Сколько лесу въ
третьемъ уезде". — „Дальше?" — „Сколько лесу въ трехъ уездахъ
вместе".— „Наконецъ?" — „Сколько лесу въ 4-мъ уезде". После уста
новлен^ такого плана решешя, ученики начали производить вычислена.
Вечернхя завятш начались объяснешемъ цели утреннихъ уроковъ.
Цель урока во 2-мъ отделена —повторить сложевш и научить вычи
тание двузначныхъ чиселъ устному, па счетахъ и письменному, а цель
урока въ 3-ыъ отделеши —научить составлять планъ решешя задачи
въ томъ случае, когда главнымъ вопросомъ задачи служитъ узнаваше
остатка, или разности, или прибыли
После этого говорили о десяткахъ и действшхъ надъ ними. Въ
начале дается понятш о десятке, т. е. о десяти предметахъ вместе,
па бруске ариеметическаго ящика и десяти кубикахъ изъ того же
ящика, потомъ считаютъ бруски или косточки на второй проволоке
счетовъ (десятки), учатся писать 20, 3 0 ,... по образцу того, какъ пи
шется 10. Дальше даютъ примеры и задачи на сложеше, вычиташе,
умножеше и делеше десятковъ, чтобы показать, что десятки считаютъ
такъ, какъ считаютъ единицы.