— 239 —
Для самостоятельных!, работъ даются унражнешя, подобный тймъ,
ка тя ведутся надъ простыми единицами.
Чтобы уяснить происхожденге 11, 12... 19, учитель беретъ бру-
сокъ изъ ариометическаго ящика, кладетъ на него одивъ кубикъ и
спрашиваетъ, что оиъ сд’Ьлалъ; ученики отвечаютъ: „Вы положили
одинъ кубикъ на десять".— „Сколько получилось?" — „Одиннадцать".
Зат4мъ учитель кладетъ 2 кубика на 10 и спрашиваетъ, что онъ
сдгЬлалъ; ученики отвечаютъ: „Вы положили 2 па 1 0 " .— „Сколько по
лучилось?'4— „Двенадцать" и т. д., Для лучшаго закреплена десятич-
паго состава 11, 12... 19, полезно спрашивать въ разбивку, какъ
составить 17, 15, 19... и т. п. Ученики должны отвечать: „Взять
брусокъ и семь кубиковъ, брусокъ и пять кубиковъ, брусокъ и девять
кубиковъ... или десять и семь, десять и 5, десять и девять... Хорошо
спрашивать и наоборотъ, т. е , какое получится число, если взять де
сять и три, десять и семь... Чтобы научить письму 11, 12,... 19, надо
написать 10 и спросить, что означаетъ 1, и что означаетъ цыфра 0?
Ученики должны сказать, что цыфра 1 означаетъ 1 десятокъ, а цыф
ра 0 означаетъ, что, кроме десятка, единицъ нетъ. „А если будетъ)
кроме десятка, 1 единица, где ее надо поставить?" — „Ее надо поста
вить вместо 0 ". — „Какъ же вы напишете 11?" — „Сначала 1 десятокъ
слева, а потомъ 1 единицу справа44.
Здесь уместно сказать, что правое место называется первымъ, а
левое — вторымъ, т. е. десятокъ пишется на второмъ месте, а единица
на первомъ. Такъ же пишутся 12, 13, 14,.... 19. При сложенш чи-
селъ 2-го десятка отличаютъ два случая: 1) къ двузначному числу при
бавить однозначное (12 + 5), что не составляетъ труда для учащихся,
и 2) къ однозначному числу прибавить однозначное, что можно испол
нить разными способами: а) на иаглядныхъ пособшхъ, б) прямымъ
счетомъ, в) прибавлемемъ ариометическаго дополнешя къ первому сла
гаемому, а потомъ остального отъ второго слагаемаго, наприм., (8—[—9
высчитывается такъ: къ 8 прибавить 2, чтобы вышло 8—[— 2 = 10, а по
томъ къ 10 прибавить 9 — 2 = 7, будетъ 1 0 - |-7 = 1 7 ) , и 2) прибавле-
шемъ къ первому слагаемому 10 и отнимашемъ ариометическаго до
полнена второго слагаемаго отъ полученной суммы (8 —)— 9 = 8—| 10
(10 — 9) = 8—|— 10 — 1= 18 — 1= 17). Такими различными способами уче
ники могутъ произвести сложеше однозначнаго числа съ однозначным^
но учителго нетъ надобности учить всемъ этимъ пр1емамъ, надо толь
ко стараться, чтобы они умели высчитывать (какъ каждому изъ нихъ
болЬе нравится) и выучили таблицу сложена этихъ чиселъ наизусть.