— 235 —
копейка купитъ мальчикъ за всЬ эти деньги?" Сначала говорится,
усвоивается и высчитывается первая часть, сколько копеекъ въ двухъ
монетахъ по дв'Ь копейки, потомъ 2-я часть, что стоятъ всЬ каран
даши и, еаконецъ, третья, сколько куплено карандашей. Посл'Ь ре
ш етя частей надо составить цгЬлую задачу и спросить, какъ надо ее
решать: что узнавать сначала, потомъ и наконецъ. Мождо решать эту
задачу и такъ. „Давайте", говорить учитель, „съ кубиками дйлать то;
что мальчику пришлось дйлаъь съ деньгами. У мальчика было 2 мо
неты по 2 копейки, а ты, Р., неси 2 раза по 2 кубика; сколько выш
ло кубиковъ?"— „Четыре." — „За карандаши мальчикъ отдалъ только
эти 4 копейки?" — „Н'йтъ; онъ еще отдалъ 5 коп , который ему далъ
отецъ“ . — „Давай еще 5 кубиковъ! Сколько стало всЬхъ денегъ у маль
чика?"— „4 да 5, т. е. 9 копеекъ". — „Ночемъ онъ платилъ за каж
дый карандашъ?" - „ По 3 коп.“ — „Посчитай, сколько троекъ въ де
вяти кубикахъ?" — „Т ри ". — „Значить, мальчикъ за 9 кон купилъ 3
карандаша". — Такой способъ р'Ьшешя хорошъ съ малоразвитыми детьми,
а съ болгЬе развитыми можно всю задачу сказать ц'Ьликомъ, усвоить
ея содержаше и решить при помощи отвгЬтовъ на слЬдующш вопросы:
„Сколько денегъ отдалъ мальчикъ за карандаши?"— „Дв'Ь монеты по
2 коп , т. е. 4 коп., да еще 5 коп.; всего 4—[—5 = 9 “ .— „Сколько ка
рандашей можно купить за 9 коп., если каждый стоить 3 коп.?“ —
Одинъ стоить 3 коп., да другой— 3 копейки, это составить б коп. за
2 карандаша, да еще 3 коп. за третий карандашъ, а 6 да 3 будетъ
9— это всЬ деньги мальчика, значить, онъ купилъ 3 карандаша".
Всякому учителю извЬстпо, что въ начадьныхъ училищахъ надо
давать самостоятельный работы, что въ 1-мъ отдЬленш трудно ихъ
придумывать (особенно въ началЬ) и не легко пр!учить къ исполнешю.
На первыхъ урокахъ надо всю работу сдЬлать съ учениками, а по
томъ заставить сдЬлать то же самое въ другой разъ, Съ течешемъ
времени можно только называть работу и заставлять учениковъ при
себЬ начать и также продолжать самимъ. Самостоятельным работы, по
мЬрЬ возможности, должны быть исправлены и по поводу ошибокъ,
сдЬланныхъ учениками: имъ надо дЬлать соответствующая замЬчашя.
Когда ученики перваго отдЬленш научатся владЬть письменными
принадлежностями и будутъ умЬть писать элементы буквъ, тогда можно
учить и письму цыфръ. Въ методикахъ Евтушевскаго и Вишневскаго
изложена бесЬда о необходимости письма цыфръ. Безъ этой бесЬды
можно легко обойтись. Въ началЬ совЬтуютъ писать римскЙ
1
цыфры
(ихъ легко писать), а потомъ уже показать и арабшя (онЬ постоянно