Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  243 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 243 / 308 Next Page
Page Background

— 235 —

копейка купитъ мальчикъ за всЬ эти деньги?" Сначала говорится,

усвоивается и высчитывается первая часть, сколько копеекъ въ двухъ

монетахъ по дв'Ь копейки, потомъ 2-я часть, что стоятъ всЬ каран­

даши и, еаконецъ, третья, сколько куплено карандашей. Посл'Ь ре­

ш етя частей надо составить цгЬлую задачу и спросить, какъ надо ее

решать: что узнавать сначала, потомъ и наконецъ. Мождо решать эту

задачу и такъ. „Давайте", говорить учитель, „съ кубиками дйлать то;

что мальчику пришлось дйлаъь съ деньгами. У мальчика было 2 мо­

неты по 2 копейки, а ты, Р., неси 2 раза по 2 кубика; сколько выш­

ло кубиковъ?"— „Четыре." — „За карандаши мальчикъ отдалъ только

эти 4 копейки?" — „Н'йтъ; онъ еще отдалъ 5 коп , который ему далъ

отецъ“ . — „Давай еще 5 кубиковъ! Сколько стало всЬхъ денегъ у маль­

чика?"— „4 да 5, т. е. 9 копеекъ". — „Ночемъ онъ платилъ за каж­

дый карандашъ?" - „ По 3 коп.“ — „Посчитай, сколько троекъ въ де­

вяти кубикахъ?" — „Т ри ". — „Значить, мальчикъ за 9 кон купилъ 3

карандаша". — Такой способъ р'Ьшешя хорошъ съ малоразвитыми детьми,

а съ болгЬе развитыми можно всю задачу сказать ц'Ьликомъ, усвоить

ея содержаше и решить при помощи отвгЬтовъ на слЬдующш вопросы:

„Сколько денегъ отдалъ мальчикъ за карандаши?"— „Дв'Ь монеты по

2 коп , т. е. 4 коп., да еще 5 коп.; всего 4—[—5 = 9 “ .— „Сколько ка­

рандашей можно купить за 9 коп., если каждый стоить 3 коп.?“ —

Одинъ стоить 3 коп., да другой— 3 копейки, это составить б коп. за

2 карандаша, да еще 3 коп. за третий карандашъ, а 6 да 3 будетъ

9— это всЬ деньги мальчика, значить, онъ купилъ 3 карандаша".

Всякому учителю извЬстпо, что въ начадьныхъ училищахъ надо

давать самостоятельный работы, что въ 1-мъ отдЬленш трудно ихъ

придумывать (особенно въ началЬ) и не легко пр!учить къ исполнешю.

На первыхъ урокахъ надо всю работу сдЬлать съ учениками, а по­

томъ заставить сдЬлать то же самое въ другой разъ, Съ течешемъ

времени можно только называть работу и заставлять учениковъ при

себЬ начать и также продолжать самимъ. Самостоятельным работы, по

мЬрЬ возможности, должны быть исправлены и по поводу ошибокъ,

сдЬланныхъ учениками: имъ надо дЬлать соответствующая замЬчашя.

Когда ученики перваго отдЬленш научатся владЬть письменными

принадлежностями и будутъ умЬть писать элементы буквъ, тогда можно

учить и письму цыфръ. Въ методикахъ Евтушевскаго и Вишневскаго

изложена бесЬда о необходимости письма цыфръ. Безъ этой бесЬды

можно легко обойтись. Въ началЬ совЬтуютъ писать римскЙ

1

цыфры

(ихъ легко писать), а потомъ уже показать и арабшя (онЬ постоянно