234 —
Шестая работа —делете на равная части. При этомъ учителю
надо перевести это делете на д^леше по содержание, что легко сде
лать такъ. Надо заставлять учениковъ раздавать кубики 2, 3, 4 и 5
товарищамъ и при этомъ смотреть, чтобы, дЬля на 2 части, ученикъ
каждый разъ бралъ не больше и не меньше 2; при дйлети на 3
части, не больше и не меньше 3-хъ и т. д. Тогда окажется, что при
дЬлеши на 2 части, на каждую часть придется постолько, сколько въ
дапномъ для дйлетя чиселъ двоекъ; при дйлети на 3 части, на каж
дую изъ нихъ придется столько, сколько въ данномъ числе троекъ и
т. д., т. е. д'Ьлеше на части то же, что и дйленш по содержание, а
потому техника д'Ьлешя въ обоихъ случаяхъ всегда должна быть оди
накова; разница только въ томъ, что будетъ означать частное. Въ пер-
вомъ случай, т. е. при дйлети по содержание, оно означаетъ число
отвлеченное (число разъ по какому-либо одному предмету), а во вто-
ромъ случай, т. е. при дйленш на равныя части, частное одноименно
съ дйлимымъ и означаетъ такую часть дйлимаго, какъ великъ дели
тель.—Если учить дйленш, какъ объ этомъ только что сказано, то
все равно съ какого случая дйлешя начать: сначала по содержанш, а
потомъ на части, или ваоборотъ.
При заучиваши такъ называемыхъ табличекъ сложетя, вычи-
ташя, умножетя и деленш чиселъ перваго десятка полезно давать
задачи. Эти задачи должны быть просты, т. е. въ нихъ должно
быть детскому уму вполнй понятно все, что надо делать съ указан
ными числами: присчитать, (сложить) или отсчитать (вычесть), при
считать по одному какому-либо числу несколько разъ (умножить)
или же узнать, сколько разъ одно число содержится въ другомъ
(разделить). Условш задачъ учитель передаетъ по частямъ, уче
ники повторяютъ также по частямъ, а потомъ повторяютъ и всю
задачу и такимъ образомъ щлучаются къ ариеметической речи.—
Хотя задачи на одно действю очень просты, но онй всетаки труд
нее, чймъ обыкновенное требоваше присчитать или отсчитать. Наир ,
въ задачй: „Было 8 стакановъ, три изъ нихъ разбили; сколько оста
лось?* прежде, чймъ считать, надо еще думать: разбили, значитъ,
стало меньше, а потому 8 надо уменьшить, или отъ 8 отсчитать три.
Какъ ни просто такое разеуждеше, но оно должно быть, а следова
тельно, должно и затруднять ученика,—Что касается сложныхъ задачъ
(въ несколько действш), то ихъ можно рйшать слйдующимъ образомъ.
Пусть дана такая задача: „У мальчика были 2 монеты по двй ко
пейки, да отецъ ему еще далъ 5 копеекъ; сколько карандашей по 3