Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  242 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 242 / 308 Next Page
Page Background

234 —

Шестая работа —делете на равная части. При этомъ учителю

надо перевести это делете на д^леше по содержание, что легко сде­

лать такъ. Надо заставлять учениковъ раздавать кубики 2, 3, 4 и 5

товарищамъ и при этомъ смотреть, чтобы, дЬля на 2 части, ученикъ

каждый разъ бралъ не больше и не меньше 2; при дйлети на 3

части, не больше и не меньше 3-хъ и т. д. Тогда окажется, что при

дЬлеши на 2 части, на каждую часть придется постолько, сколько въ

дапномъ для дйлетя чиселъ двоекъ; при дйлети на 3 части, на каж­

дую изъ нихъ придется столько, сколько въ данномъ числе троекъ и

т. д., т. е. д'Ьлеше на части то же, что и дйленш по содержание, а

потому техника д'Ьлешя въ обоихъ случаяхъ всегда должна быть оди­

накова; разница только въ томъ, что будетъ означать частное. Въ пер-

вомъ случай, т. е. при дйлети по содержание, оно означаетъ число

отвлеченное (число разъ по какому-либо одному предмету), а во вто-

ромъ случай, т. е. при дйленш на равныя части, частное одноименно

съ дйлимымъ и означаетъ такую часть дйлимаго, какъ великъ дели­

тель.—Если учить дйленш, какъ объ этомъ только что сказано, то

все равно съ какого случая дйлешя начать: сначала по содержанш, а

потомъ на части, или ваоборотъ.

При заучиваши такъ называемыхъ табличекъ сложетя, вычи-

ташя, умножетя и деленш чиселъ перваго десятка полезно давать

задачи. Эти задачи должны быть просты, т. е. въ нихъ должно

быть детскому уму вполнй понятно все, что надо делать съ указан­

ными числами: присчитать, (сложить) или отсчитать (вычесть), при­

считать по одному какому-либо числу несколько разъ (умножить)

или же узнать, сколько разъ одно число содержится въ другомъ

(разделить). Условш задачъ учитель передаетъ по частямъ, уче­

ники повторяютъ также по частямъ, а потомъ повторяютъ и всю

задачу и такимъ образомъ щлучаются къ ариеметической речи.—

Хотя задачи на одно действю очень просты, но онй всетаки труд­

нее, чймъ обыкновенное требоваше присчитать или отсчитать. Наир ,

въ задачй: „Было 8 стакановъ, три изъ нихъ разбили; сколько оста­

лось?* прежде, чймъ считать, надо еще думать: разбили, значитъ,

стало меньше, а потому 8 надо уменьшить, или отъ 8 отсчитать три.

Какъ ни просто такое разеуждеше, но оно должно быть, а следова­

тельно, должно и затруднять ученика,—Что касается сложныхъ задачъ

(въ несколько действш), то ихъ можно рйшать слйдующимъ образомъ.

Пусть дана такая задача: „У мальчика были 2 монеты по двй ко­

пейки, да отецъ ему еще далъ 5 копеекъ; сколько карандашей по 3