— 240 —
При вычитанш чиселъ второго десятка отличаютъ тоже два случая:
1) безъ займа (наприм. 17 — 5), что легко, и 2) съ займомъ (наприм.
1В — S), что можно выполнить различными способами: а) на пагляд-
ныхъ нособшхъ (размЁвять брусокъ на кубики и отнять 8 кубиковъ);
б) обратнымъ счетомъ (по одному отъ 18 отнять 3, а потомъ осталь
ная отъ 10 отнять сразу); в) отнимашемъ того, что сверхъ 10, а по
томъ остального, и г) отнимашемъ 10 и прибавленымъ ариеметическа-
го дополнены вычитаемаго (13 — 8 = 1 3 — 10—j—10— 8 = 3--j-2 = 5). С та
раться, чтобы
всё
ученики знали
вей
перечисленные способы вычита
ны н'Ьтъ недобности, а слЁдуетъ только умЁть высчитать, хотя однимъ
способомъ, и заучить таблицу вычитанш
послёднихъ
чиселъ наизусть.
При умноженш чиселъ второго десятка надо составить и заучить
таблицу умноженш чиселъ въ предЁлЁ 20. Чтобы узнать, наприм.,
сколько будетъ 8 разъ по 2, можно разеуждать слЁдующимъ образомъ-
Семь разъ 2— 14, да еще восьмой разъ 2 (14—J—2); всего будотъ 16.
Или известно, что 5 двоекъ— 10; чтобы вышло 8 двоекъ, надо приба
вить 8 — 5 = 3 двойки, т. е. 6, а 10 + 6 = 16; значить, 8 двоекъ
равно 16. Полезно спрашивать учениковъ, какъ они, зная 2, 3, 4....
двойки, сосчитаюгъ 8, 9, 10 двоекъ. Заучиваны таблицы умноженш
можетъ происходить и на урокахъ съ учителемъ (выводъ, наприм.,
2 8 = 1 6 , повторяется 2 —3 раза), при рЁшенш задачъ и при испол
нены самостоятельныхъ работъ.
ДЁлеше чиселъ второго десятка, какъ и чиселъ перваго десятка,
надо учить по содержание такъ, какъ объ этомъ было уже сказано. При
изучены
дёйствы
надъ числами второго десятка, даются задачи и само
стоятельный работы такш же и съ такими же
цёлями
,
какъ и при
изучены
дёйствы
надъ числами перваго десятка. — Изучены
дёйствы
падъ числами первой сотни начинается усвоеншмъ правильныхъ назва
ны чиселъ 21, 22, 23,.... 100. Затруднены для нЁкоторыхъ учени
ковъ бываетъ въ
тёхъ
случаяхъ, когда надо назвать число, следующее
за 29, 39..., въ такихъ случаяхъ они говорятъ: двадцать десять, три
дцать десять.. .,
вмёсто
30, 40.. . Чтобы научить говорить 30, 40....
послё
29, 39...., надо сказать: 20 да 10, будетъ 30; поэтому и не
падо говорить двадцать десять, а тридцать; 30 да 10 = 40; поэтому
пе надо говорить 30 десять, а сорокъ..,.
Можно еще сказать: весь треты десятокъ мы сосчитали, сколько
же у васъ получилось? — „Тридцать".— „Сосчитали весь 4-й десятокъ;
сколько получилось?" — „Сьрокъ...".
Вопросами о томъ, какое получается число изъ
пёсколькихъ
де-