Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  248 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 248 / 308 Next Page
Page Background

— 240 —

При вычитанш чиселъ второго десятка отличаютъ тоже два случая:

1) безъ займа (наприм. 17 — 5), что легко, и 2) съ займомъ (наприм.

1В — S), что можно выполнить различными способами: а) на пагляд-

ныхъ нособшхъ (размЁвять брусокъ на кубики и отнять 8 кубиковъ);

б) обратнымъ счетомъ (по одному отъ 18 отнять 3, а потомъ осталь­

ная отъ 10 отнять сразу); в) отнимашемъ того, что сверхъ 10, а по­

томъ остального, и г) отнимашемъ 10 и прибавленымъ ариеметическа-

го дополнены вычитаемаго (13 — 8 = 1 3 — 10—j—10— 8 = 3--j-2 = 5). С та ­

раться, чтобы

всё

ученики знали

вей

перечисленные способы вычита­

ны н'Ьтъ недобности, а слЁдуетъ только умЁть высчитать, хотя однимъ

способомъ, и заучить таблицу вычитанш

послёднихъ

чиселъ наизусть.

При умноженш чиселъ второго десятка надо составить и заучить

таблицу умноженш чиселъ въ предЁлЁ 20. Чтобы узнать, наприм.,

сколько будетъ 8 разъ по 2, можно разеуждать слЁдующимъ образомъ-

Семь разъ 2— 14, да еще восьмой разъ 2 (14—J—2); всего будотъ 16.

Или известно, что 5 двоекъ— 10; чтобы вышло 8 двоекъ, надо приба­

вить 8 — 5 = 3 двойки, т. е. 6, а 10 + 6 = 16; значить, 8 двоекъ

равно 16. Полезно спрашивать учениковъ, какъ они, зная 2, 3, 4....

двойки, сосчитаюгъ 8, 9, 10 двоекъ. Заучиваны таблицы умноженш

можетъ происходить и на урокахъ съ учителемъ (выводъ, наприм.,

2 8 = 1 6 , повторяется 2 —3 раза), при рЁшенш задачъ и при испол­

нены самостоятельныхъ работъ.

ДЁлеше чиселъ второго десятка, какъ и чиселъ перваго десятка,

надо учить по содержание такъ, какъ объ этомъ было уже сказано. При

изучены

дёйствы

надъ числами второго десятка, даются задачи и само­

стоятельный работы такш же и съ такими же

цёлями

,

какъ и при

изучены

дёйствы

надъ числами перваго десятка. — Изучены

дёйствы

падъ числами первой сотни начинается усвоеншмъ правильныхъ назва­

ны чиселъ 21, 22, 23,.... 100. Затруднены для нЁкоторыхъ учени­

ковъ бываетъ въ

тёхъ

случаяхъ, когда надо назвать число, следующее

за 29, 39..., въ такихъ случаяхъ они говорятъ: двадцать десять, три­

дцать десять.. .,

вмёсто

30, 40.. . Чтобы научить говорить 30, 40....

послё

29, 39...., надо сказать: 20 да 10, будетъ 30; поэтому и не

падо говорить двадцать десять, а тридцать; 30 да 10 = 40; поэтому

пе надо говорить 30 десять, а сорокъ..,.

Можно еще сказать: весь треты десятокъ мы сосчитали, сколько

же у васъ получилось? — „Тридцать".— „Сосчитали весь 4-й десятокъ;

сколько получилось?" — „Сьрокъ...".

Вопросами о томъ, какое получается число изъ

пёсколькихъ

де-