Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  250 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 250 / 308 Next Page
Page Background

242 —

Не трудно умножить и однозначное число на двузначное, напр., 6 X 1 3

сл'Ьдующимъ образомъ: 10 разг по 6 = 6 0 , 3 X 6 = 1 8 ; всего 60 + 18 = 78.

При долети двузначныхъ чиселъ, которое ведется и на задачахъ

и отвлеченно, отличаютъ слгЬдующы 3 случая: 1) д'Ьлятъ двузначное

число на однозначное, при чемъ получается частное однозначное, поль­

зуясь таблицей умножения; 2) такое же дЬлены, но частное двузнач­

ное, напр , 7 2 : 4 ; здЬсь сначала дЬлятъ 40 на 4, а потомъ остальныя

72 — 40 = 32 тоже на 4; 3) дЬлены двузначнаго числа на двузначное,

напр , 8 4 : 1 2 ; сначала даютъ по одному на каждую часть, потомъ по

другому, по третьему и т. д., пока не исчерпается все делимое 84.

Въ каждомъ изъ этихъ трехъ случаевъ дЬлены бываетъ по 2 частныхъ

случая, а именно: дЬлены безъ остатка и съ остаткомъ.

Когда ученики хорошо усвоятъ дЬлены двузначныхъ чиселъ, тогда

легко имъ уяснить не только кратное отношен^ (во сколько разъ одпо

число больше другого, сколько разъ меньшее число содержится въ боль-

шемъ, увеличить вдвое, втрое..., уменьшить вдвое, втрое...), но и раз­

ницу между нимъ и разностнымъ отношешемъ на задачахъ, которыхъ

приведено достаточное количество въ каждомъ задачвикЬ. Такъ какъ

известно, что при дЬлены частное есть одна часть дЬлимаго, то для

учениковъ не составляетъ никакого труда находить и нисколько частей.

Лучше всего для этой цЬли показать фунтъ, лотъ, золотникъ, сажень

футъ и дюймъ, и сказать единичныя отношены между этими мерами,

а потомъ узнавать: 1) сколько лотовъ или золотниковъ въ

Ув, У3>V4»

Уз,... въ 2/з, 2Д, 3Д ,... фунта; 2) сколько дюймовъ въ такихъ же

частяхъ сажени, аршина, фута... и т. п.

При изучены ариеметическихъ дЬйствш надъ двузначными чис­

лами даются задачи съ цЬлью закрЬплены прымовъ вычислены и за-

учиваны таблицы умножены наизусть. Самостоятельный работы на этой

ступени обучены остаются тЬ же, что и при изучены дЬйствы надъ

числами второго десятка. Переходя къ изучешю дЬйствы надъ трех-

значными числами, надо дать поняты о сотнЬ, какъ о ста предметахъ

вмЬстЬ, для чего надо сосчитать кубики въ верхнемъ слой ариемети-

ческаго ящика, гдЬ расположено 10 рядовъ по 10 кубиковъ, т. е. сто

отдЬльиыхъ кубиковъ, потомъ надо показать доску, въ которой сто ку-

биковъ вмЬстЬ, ДалЬе надо спросить, что считаютъ сотнями? Посчи­

тать доски ариометическаго ящика или косточки счетовъ на 3-ей про-

волокЬ до 1000; спросить, какъ пишется 100; какъ слЬдуетъ писать

200, 300... 1000? ЗатЬмъ предлагаются задачи на сложены, вычита­

ны, умножены и дЬлены цЬлыхъ сотенъ. Все это скоро и охотно