242 —
Не трудно умножить и однозначное число на двузначное, напр., 6 X 1 3
сл'Ьдующимъ образомъ: 10 разг по 6 = 6 0 , 3 X 6 = 1 8 ; всего 60 + 18 = 78.
При долети двузначныхъ чиселъ, которое ведется и на задачахъ
и отвлеченно, отличаютъ слгЬдующы 3 случая: 1) д'Ьлятъ двузначное
число на однозначное, при чемъ получается частное однозначное, поль
зуясь таблицей умножения; 2) такое же дЬлены, но частное двузнач
ное, напр , 7 2 : 4 ; здЬсь сначала дЬлятъ 40 на 4, а потомъ остальныя
72 — 40 = 32 тоже на 4; 3) дЬлены двузначнаго числа на двузначное,
напр , 8 4 : 1 2 ; сначала даютъ по одному на каждую часть, потомъ по
другому, по третьему и т. д., пока не исчерпается все делимое 84.
Въ каждомъ изъ этихъ трехъ случаевъ дЬлены бываетъ по 2 частныхъ
случая, а именно: дЬлены безъ остатка и съ остаткомъ.
Когда ученики хорошо усвоятъ дЬлены двузначныхъ чиселъ, тогда
легко имъ уяснить не только кратное отношен^ (во сколько разъ одпо
число больше другого, сколько разъ меньшее число содержится въ боль-
шемъ, увеличить вдвое, втрое..., уменьшить вдвое, втрое...), но и раз
ницу между нимъ и разностнымъ отношешемъ на задачахъ, которыхъ
приведено достаточное количество въ каждомъ задачвикЬ. Такъ какъ
известно, что при дЬлены частное есть одна часть дЬлимаго, то для
учениковъ не составляетъ никакого труда находить и нисколько частей.
Лучше всего для этой цЬли показать фунтъ, лотъ, золотникъ, сажень
футъ и дюймъ, и сказать единичныя отношены между этими мерами,
а потомъ узнавать: 1) сколько лотовъ или золотниковъ въ
Ув, У3>V4»
Уз,... въ 2/з, 2Д, 3Д ,... фунта; 2) сколько дюймовъ въ такихъ же
частяхъ сажени, аршина, фута... и т. п.
При изучены ариеметическихъ дЬйствш надъ двузначными чис
лами даются задачи съ цЬлью закрЬплены прымовъ вычислены и за-
учиваны таблицы умножены наизусть. Самостоятельный работы на этой
ступени обучены остаются тЬ же, что и при изучены дЬйствы надъ
числами второго десятка. Переходя къ изучешю дЬйствы надъ трех-
значными числами, надо дать поняты о сотнЬ, какъ о ста предметахъ
вмЬстЬ, для чего надо сосчитать кубики въ верхнемъ слой ариемети-
ческаго ящика, гдЬ расположено 10 рядовъ по 10 кубиковъ, т. е. сто
отдЬльиыхъ кубиковъ, потомъ надо показать доску, въ которой сто ку-
биковъ вмЬстЬ, ДалЬе надо спросить, что считаютъ сотнями? Посчи
тать доски ариометическаго ящика или косточки счетовъ на 3-ей про-
волокЬ до 1000; спросить, какъ пишется 100; какъ слЬдуетъ писать
200, 300... 1000? ЗатЬмъ предлагаются задачи на сложены, вычита
ны, умножены и дЬлены цЬлыхъ сотенъ. Все это скоро и охотно