— 233 —
подразумевается разъ по одной, наприм. пятый разъ по одному), зна-
читъ, 2 + 5= то ate 7. А потому, когда скажутъ присчитать 8 къ 2,
то надо паоборотъ присчитать 2 къ 8 (такъ легче считать), а полу
чится тоже (2 -j-8— 10 и 8-j--2=10).
Вторая цель—заучиваше высчитанныхъ такимъ образомъ резуль-
татовъ—достигается повторешемъ вывода въ виде полнаго отвЬта; напр ,
после того, какъ высчитали, что 5—}— 2= 7, учитель спрашиваетъ, а
ученики въ отдельности и все вместе отвечаютъ: 5 да 2 будетъ 7.
Заучиваше таблички сложешя можетъ происходить и при исполнеши
самостоятельныхъ работъ па сложеше, особенно тогда, когда ученики
познакомятся съ цыфрами и знаками ариеметическихъ действ1й.
Третья работа— вычиташе-имеетъ те же цели и достигаются оне
теми же путями. При вычиташи чиселъ перваго десятка надо твердо
заучить дополнена эгихъ чиселъ до 10, что принесетъ большую поль
зу при сложеши и вычиташи двузначныхъ чиселъ.
Четвертая работа—умножеше (счетъ раввыми группами). Здесь
то же две цели: 1) уметь высчитать и 2) заучить полученный выводъ.
Первая цЬль достигается такъ: учитель даетъ поняПе о паре (какъ
о двухъ предметахъ вместе: брусокъ, величиной въ два кубика, моне
та въ 2 копейки, пара сапогъ...) и считаетъ 2, 3, 4, 5 паръ; потомъ
даетъ такое же поняпе о тройке (наприм. лошадей, монете въ 3 ко
пейки. .) и считаетъ 2 и 3 тройки; о четверке (лошадей) и считаетъ
2 четверки, и потомъ о пятерке (монета въ 5 копеекъ, карта) и счи
таетъ 2 пятерки.
Вторая цель достигается повторешемъ выводовъ въ классе и на
самостоятельныхъ работахъ.
Пятая работа —делеше по содержание —логически вытекаетъ изъ
четвертой работы и хорошо понимается при решеши задачъ слЬдую-
щаго содержашя: „Сколько ситницъ можно купить за 8 копеекъ, если
каждая стоитъ 2 копейки?“ После усвоешя содержашя задачи, полез
но взять 8 копеекъ двухкопеечными монетами и давать ученику по 2
копейки, говоря: „Бери 2 копейки, а мне давай ситницу (кубикъ); бери
второй разъ 2 коп., а мне давай вторую ситницу; бери третШ разъ
2 коп., а мне давай третью ситницу; бери четвертый разъ 2 коп., а
мне давай четвертую ситницу! У меня было денегъ 8 копеекъ, или 4
раза по 2 коп , и получилъ я 4 ситницы. Значить, ситницъ за 8 коп.
можно купить столько, сколько двоекъ въ 8; кто помнить сколько
двоекъ въ 8, тотъ сразу скажетъ, сколько ситницъ можно купить за
8 копеекъ*.