— 236
встречаются). На одноыъ уроке показывается письмо 1, 2, 3 и не
более 4 и 5, при чемъ обращается внимаше на соответствы между
цифрами и числами, ими обозначаемыми. На другомъ, а иногда и па
третьем!., уроке показывается письмо остальных! цыфръ. Когда уче
ники научатся пи ать цыфры, тогда можно заставить высчитать и за
писать, наир., къ 5 прибавить 2, будетъ 7; сначала надо сказать, что,
вместо слодъ
да, и, еще.,..,
означающих!., что къ 5 надо прибавить 2,
пишутъ + , а вместо словъ
будетъ
,
получится, равняется
.. пишутъ = .
Записавъ несколько подобяыхъ примеровъ на сложены съ упо-
треблешемъ знаковъ -f— и = , можно задать самостоятельную работу:
записать и заучить таблицу сложены чиселъ 1-го десятка (сначала
къ 1, 2... 8 прибавить по 2, потомъ къ 1, 2... 7 по В, и т. д.).
Подобнымъ образомъ уясняется письмо и употреблены знаковъ
вычитаны, умножены и делены, при чемъ каждый новый знакъ срав
нивается съ предыдущимъ по внешнему виду и употребленш (значе-
nito), составляются таблицы соответствющихъ дЬйствы и заучиваются
или, лучше сказать, повторяется выученное раньше.
Теперь же можно сокращенно записывать условы задачъ и ихъ
peraeBie строчками.
Количество самостоятельныхъ работъ, по ознакомлена учениковъ
съ цифрами, понятно само собой, значительно увеличивается. Наилуч-
пня самостоятельныя работы следующы: а) вычислена примеровъ на
сложены; б) то же на вычитаны; в) на умножены; г) на де.аен1е; д)
на вычислены формулъ безъ скобокъ; е) на определена действы, ко
торое надо совершить надъ данными числами, для получены известнаго
результата. Последняя работа состоитъ въ томъ, что учитель, напр.,
пишетъ 3 2 = 6 и заставляетъ ученика думать, что надо сделать съ
3 и 2, чтобы получить 6. Ученикъ считаетъ: 3 и 2 будетъ 5, значить,
3 и 2 не надо складывать, чтобы получить 6; 3 безъ двухъ будетъ 1;
значить, не надо для этой цйли (чтобы получить 6) и вычитать; 3
взять 2 раза будетъ 6; после этого между 3 и 2 онъ ставить знакъ X .
Вторникъ,
2
поня.
Утренны заняты въ этотъ день начались задаванымъ самостоя
тельной работы 8-му отделенно. Ученики этого отделены должны были
записать, какая цена называется продажною, какая цена называется
покупною, какъ узнать прибыль и какъ узнать убытокъ. Учитель за
нимался со 2-мъ отделешемъ, при чемъ сначала повторилъ пр!емы
сложены двузпачныхъ чиселъ устно, письменно и на счетахъ, а по-