— 237 —
томъ перешли къ изучение пршмовъ вычиташя. Сначала вычитали безъ
займа, напр., 32 изъ 57 устно, потомъ на счетахъ и письменно вер
тикальными столбцами въ вид^:
57
— 32
25
Другой прам'Ьръ на вычитанш 38 изъ 50 рЬшали такъ устно:
30 изъ 50 будетъ 20, а чтобы вычесть 8 изъ 20, возьмемъ отъ 20
десять (останется тоже 10); изъ десяти вычтемъ 8, будетъ 2; десять
да 2 будетъ 12. На счетахъ сначала изъ 5 десятковъ вычитали 3 де
сятка, затгЬмъ вмЬсто 8 вычитали 10, а ариеметическое дополнение 8
прибавляли къ остальнымъ десяти и получили 12 Письменно верти
кальными столбцами это дййствш расползалось такъ:
■
10
50
— 38
12
Учитель при этомъ говорилъ, что надъ десятками етавятъ точку, чтобы
показать, что десятковъ не 5, а 4; надъ 0 единпцъ пишутъ 10 и вы-
читаютъ такъ: 8 един, изъ 10 един., будетъ 2 единицы; 3 десятка
изъ 4 десятковъ будетъ 1 десятокъ, а всего 1 десятокъ и 2 единицы,
т. е. 12. Третш прим'Ьръ на вычитанш 28 изъ 73 устно былъ р’Ьшенъ
такъ: 20 изъ 73, будетъ 53; вместо 8 отнимемъ 10 отъ 53, будетъ
43; къ 43 прибавимъ, излишне отнятые, 2, получимъ 45. На счетахъ
отнимали отъ 73 сначала 20, потомъ отъ полученныхъ 53 сбросили
10, а ариеметическое дополнеше 8 прибавили и получили 45. Запи
сано это вычислена было такъ:
■
10
73
— 28
45
при чемъ говорили, что 8 единицъ изъ 3 един, вычесть нельзя, займемъ
10, что означимъ точкой надъ 7 десятками, и вычитаемъ 8 изъ 13
един., получимъ 5 един., и зат’Ьмъ вычитаемъ 2 десятка изъ 6 десят
ковъ и получимъ 4 десятка, а всего 45.
Посд^ того, какъ была дана самостоятельная работа 2-му отда
ленно— вычислеше столбцами— и проверена работа 3-го отд'Ьлешя, ему
была предложена задача: „Торговка купила 15 арбузовъ по 18 коп.,
а продала ихъ за 12 четвертаковъ. Сколько она получила прибыли?“
Иосл'Ь усвоешя содержала задачи, были поставлены слЬдуюпце вопро-