243 -
исполняется учениками. Также скоро и охотно идетъ счетъ трехзнач-
ныхъ чиселъ. Одипъ ученикъ начпнаетъ: 101, 102...; учитель его оста-
навливаетъ и заставляетъ считать другого, еапр. отъ 124: 124, 1 25 ..;
затЬмъ считаетъ трет1й отъ 197: 197, 198, 199...; а слЬдующе число
200 не моягетъ назвать (это бываетъ часто), тогда учитель говоритъ:
я9 да 1?“ Ученикъ отвЬчаетъ: „ 1 0 е"— в90 да 10?“ — ,1 0 0 “ . — „100
да 100?“ — „ 2 0 0 “ . ДалЬе ученики считаютъ третью сотню, и для учи
теля опять является особенно интереснымъ, какое число еазовутъ уче
ники поел!: 299; если не назовутъ трехсотъ, то учитель приводитъ
ихъ къ этому название способомъ, подобнымъ предыд}щему. Также
считаютъ четвертую, пятую,.,, десятую сотню.
При помощи вопросовъ, какъ досками, брусками и кубиками по
ложить 327, 548..., и какое число получится изъ 3 сотенъ, 8 десят-
ковъ и 5 единицъ и т. д., уясняется десятичный составъ трехзнач*
пыхъ чиселъ,
Зат’Ьмъ идетъ откладываше трехзначныхъ чиселъ на счетахъ и
письмо полныхъ, т. е. со всЬми тремя разрядами, а потомъ и непол-
ныхъ трехзначныхъ чиселъ (когда нЬтъ единицъ или десятковъ), прп-
чемъ сначала обдумываютъ, какого разряда нЬтъ, и пишутъ вмЬсто
него 0.
При сложеши трехзначныхъ чиселъ можно отличать много с л у
чаевъ, но лучше всего замЬтить только три: 1) когда отъ сложешя
двухъ трехзначныхъ слагаемыхъ не получается высшаго разряда; 2)
когда получается высшш разрядъ одинъ разъ; 3) то же два раза. Въ
первомъ случаЬ сложеше можно дЬлать устно, во второмъ— устно и
на счетахъ, и въ третьемъ хорошо складывать на счетахъ и письмен
но. ВсЬ эти три способа сложешя (устно, на счетахъ и письменно)
производятся такъ точно, какъ производится сложеше и двузначныхъ
чиселъ.
При вычиташи полезно разематривать три случая: 1) вычиташе
безъ займа; 2) съ займомъ одинъ разъ, и 3) съ займомъ 2 раза, и
дЬлать вычи!аше въ первомъ случаЬ устно, во второмъ устно и на
счетахъ, п въ третьемъ на счетахъ и письменно, такъ и при вычита-
ши двузначныхъ чиселъ.
При умножеши надо разематривать 4 случая. Во-первыхъ умно
жить 232 на 3 или 27 на 8, что исполняется очень просто въ та-
M M l> Afc
232
27
ХЗ
XS
696
216