— 244 —
Сл'Ъдуетъ такое умножете показывать на счетахъ и умножать подоб
ный числа устно.
Во-вторыхъ, умножаютъ одно и двузначныя числа па 10 сл'Ьду-
ющкмъ образомъ. Если 1 взять 10 разъ, то будетъ 10, или 1 деся-
токъ; 2 взять 10 разъ, будетъ 20, или 2 десятка и т. д ; следова
тельно, если число умиожить на 10, то будетъ столько десятковъ,
сколько умножали единицъ.
Когда пишутъ 2, 3, 4, 5, 6... десятковъ, то справа пишутъ 0,
поэтому, чтобыумножить число на 10, надо справа его написать 0,
тогда будетъ столько десятковъ, сколько было единицъ. Чтобы умпо-
жить на 10 на счетахъ, надонижнюю проволоку закрыть, и положить
число, считая, чго закрытой проволоки совсЬмъ нЬтъ
Въ третьихъ умножаютъ на несколько десятковъ, для этого сна
чала умножаютъ на 10, а полученное произведете берутъ столько
разъ, сколько было десятковъ, напр , надо умножить 23 на 40; умно-
жимъ 23 на 10, будетъ 23 десятка; 23 десятка умножимъ на 4, будетъ
92 десятка, или 920.
Въ четвертыхъ, умножаютъ полное двузначное число на полное дву
значное, причемъ сначала умножаютъ на единицы (что извЬстно), по-
томъ на десятки (что тоже известно), и оба частныхъ произведены
складываютъ. Самое производство такого умножены располагается еле-
дующимъ образомъ. Пусть требуется умножить 27 на 25. Сначала
пишутъ 27, а надъ этимъ числомъ 25, слева 25 ставятъ знакъ умно
жены, подъ 25 проводятъ черту и затемъ умножаютъ:
27
Х25
. 1 35
+ 54
675
Среда, 3 шня.
Утреяшя заняты. Въ первомъ отделены съ учителемъ шелъ поя-
мой и обратный счетъ;-во 2-мъ отделенш самостоятельная работа—
учить таблицу умножены на 2 и на 3 въ первые V2 часа; а во вто
рые V
з
часа В. 0. Сухановъ училъ 1-е отделите, какъ нужно поль
зоваться письменными принадлежностями, и въ то же время, во вто-
ромъ отделенш подъ руководствомъ учителя составляли таблицу умно
жены на 2, 4, 8 и на 3, 6 и 9, въ томъ порядке, какъ объ этомъ
было сказано уже раньше.