— 241.—
сятковъ и единицъ, и, ваоборотъ, изъ сколькихъ десятковъ и единицъ
состоитъ 37, 48..., уясняется десятичный составъ двузначныхъ чиселъ.
Предупредивши, что десятки пишутъ слева, а единицы справа, очень
легко научить письму всякихъ двузначныхъ чиселъ по образцу письма
чиселъ второго десятка.
После этого учатъ сложение и вычитанш устному, на счетахъ и
письменному такъ, какъ это было ужо показано на практическихъ
урокахъ во 2 мъ отделены. Когда ученики хорошо усвоятъ прымы
сложены и вычитаны двузначныхъ чиселъ, тогда сл’Ьдуетъ научить
ихъ решать вопросы, относшщеся къ разностному отношенио, для чего
надо следовать такому порядку: 1) уяснить, когда говорятъ
поровну,
2) то же
не поровну,
3) какъ узнавать излишекъ или на сколько одно
число больше другого, а другое меньше перваго, и 4) уяснить на за-
дачахъ поняты
дороже
и
дешевле, мельче
и
глубже, выше
и
ниже
и проч.
Что касается умножены, то для составлены всей таблицы умно
жены сначала надо составить и основательно заучить табличку умно
жены на 2 и на 3, а затЪмъизъ таблицы умножены на 2 легко со
ставить таблицу умножены на 4 и 8 сл'Ьдующимъ образомъ. Если
ученики хорошо знаютъ, что 7 двоекъ 14, что четверка больше двойки
вдвое, а потому и 7 четверокъ больше 7 двоекъ тоже вдвое, следо
вательно, 7 четверокъ= 7 двойкамъ+ 7 д в о екъ=14+14 = 28. Вось
мерка больше четверки вдвое; семь восьмерокъ больше семи четверокъ
тоже вдвое, а потому 7 восьмерокъ=7 четверокъ-]-7 четверокъ=28+
2 8 = 5 6 . Зная таблицу умножены на 3, легко составить таблицу умно
жены на 6 и на 9 слЬдующимъ образомъ. Если кто хорошо помнитъ,
что 6 троекъ 18, что шестерка больше тройки вдвое и, следовательно,
6 шестерокъ больше 6 троекъ тоже вдвое,то 6 шестерокъ=6 троекъ-(-6
троекъ= 18—|18= 36. Если же къ 6 прибавить В, то будетъ 9, а
потому, если къ 6 шестеркамъ прибавить 6 троекъ, то будетъ 6 де-
вятокъ, т. е. 6 девятокъ—6 шестерокъ-(-6 троекъ= 36-|-18=54. После
этого (изучены таблицы умножены на 2, 4, 8, 3, 6, 9) остается со
ставить и заучить таблицу на 5, что легко (такъ какъ 2 пятерки
равны 10) и на 7, что можно вывести изъ таблицы умножены на 5
такъ: ученикъ хорошо знаетъ, что 8 пятерокъ 40, что 1 семерка
больше одиой пятерки на 2, а 8 семерокъ больше 8 пятерокъ на 8
разъ по 2, т. е. на 16; поэтому восемь семерокъ=40 + 1б—-56.
Когда ученики заучатъ таблицу умножешя однозначныхъ чиселъ,
тогда для нихъ не составитъ труда умножать, напр., 12 на 7, слЪ-
дующимъ образомъ: 7 разъ 1 0 = 7 0 ; 7 разъ 2 = 1 4 ; всего /0-1-14 = 84.