Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  249 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 249 / 308 Next Page
Page Background

— 241.—

сятковъ и единицъ, и, ваоборотъ, изъ сколькихъ десятковъ и единицъ

состоитъ 37, 48..., уясняется десятичный составъ двузначныхъ чиселъ.

Предупредивши, что десятки пишутъ слева, а единицы справа, очень

легко научить письму всякихъ двузначныхъ чиселъ по образцу письма

чиселъ второго десятка.

После этого учатъ сложение и вычитанш устному, на счетахъ и

письменному такъ, какъ это было ужо показано на практическихъ

урокахъ во 2 мъ отделены. Когда ученики хорошо усвоятъ прымы

сложены и вычитаны двузначныхъ чиселъ, тогда сл’Ьдуетъ научить

ихъ решать вопросы, относшщеся къ разностному отношенио, для чего

надо следовать такому порядку: 1) уяснить, когда говорятъ

поровну,

2) то же

не поровну,

3) какъ узнавать излишекъ или на сколько одно

число больше другого, а другое меньше перваго, и 4) уяснить на за-

дачахъ поняты

дороже

и

дешевле, мельче

и

глубже, выше

и

ниже

и проч.

Что касается умножены, то для составлены всей таблицы умно­

жены сначала надо составить и основательно заучить табличку умно­

жены на 2 и на 3, а затЪмъизъ таблицы умножены на 2 легко со­

ставить таблицу умножены на 4 и 8 сл'Ьдующимъ образомъ. Если

ученики хорошо знаютъ, что 7 двоекъ 14, что четверка больше двойки

вдвое, а потому и 7 четверокъ больше 7 двоекъ тоже вдвое, следо­

вательно, 7 четверокъ= 7 двойкамъ+ 7 д в о екъ=14+14 = 28. Вось­

мерка больше четверки вдвое; семь восьмерокъ больше семи четверокъ

тоже вдвое, а потому 7 восьмерокъ=7 четверокъ-]-7 четверокъ=28+

2 8 = 5 6 . Зная таблицу умножены на 3, легко составить таблицу умно­

жены на 6 и на 9 слЬдующимъ образомъ. Если кто хорошо помнитъ,

что 6 троекъ 18, что шестерка больше тройки вдвое и, следовательно,

6 шестерокъ больше 6 троекъ тоже вдвое,то 6 шестерокъ=6 троекъ-(-6

троекъ= 18—|18= 36. Если же къ 6 прибавить В, то будетъ 9, а

потому, если къ 6 шестеркамъ прибавить 6 троекъ, то будетъ 6 де-

вятокъ, т. е. 6 девятокъ—6 шестерокъ-(-6 троекъ= 36-|-18=54. После

этого (изучены таблицы умножены на 2, 4, 8, 3, 6, 9) остается со­

ставить и заучить таблицу на 5, что легко (такъ какъ 2 пятерки

равны 10) и на 7, что можно вывести изъ таблицы умножены на 5

такъ: ученикъ хорошо знаетъ, что 8 пятерокъ 40, что 1 семерка

больше одиой пятерки на 2, а 8 семерокъ больше 8 пятерокъ на 8

разъ по 2, т. е. на 16; поэтому восемь семерокъ=40 + 1б—-56.

Когда ученики заучатъ таблицу умножешя однозначныхъ чиселъ,

тогда для нихъ не составитъ труда умножать, напр., 12 на 7, слЪ-

дующимъ образомъ: 7 разъ 1 0 = 7 0 ; 7 разъ 2 = 1 4 ; всего /0-1-14 = 84.