232 —
ники не представляютъ, какъ исполнить то или другое требоваше учи
теля, надо показать, какъ произвести ту или другую работу па па-
глядныхъ пособыхъ только этимъ непонимающимъ учепикамъ.
ЗатЬмъ было сказано, что по примйрньшъ нрограммамъ для на-
чальпыхъ училищъ, изданнымъ Министерствомъ Народпаго Просвещены
отъ 7 февраля 1897 года, въ 1-мъ отделены можно проходить ариеме-
тическы действы надъ числами отъ 1 до 20, а изъ этого вытекаетъ
необходимость изучены действы надъ числами второго десятка отдельно
отъ действы надъ остальными двузначными числами; во второмъ от
делены надо проходить ариеметическы действы надъ числами до 1000,
а изъ этого вытекаетъ, что действы надъ трехзначными числами необ
ходимо выделить изъ действы надъ многозначными числами въ особую
группу; въ 8-мъ отделены надо пройти все остальное, включая сюда
не только действы надъ целыми отвлеченными и именованными числами,
но и надъ дробями обыкновенными и десятичными (желательно).
При составлены конспекта, прочитаннаго 27 мая, какъ это изъ
него видно, такое распределены матершла и принято во ввимавы.
После всего только что изложеннаго, началось сообщены мето
дики ариеметики.
Вначале было сказано, что дети, только что поступившы въ
школу, не умеютъ не только писать, но и пользоваться письменными
принадлежностями, а потому ариеметическы действы надъ числами
перваго десятка начинаютъ изучать безъ помощи цыфръ.
Первая работа по ариометике это—прямой и обратный счетъ, ко
торый уже былъ проведенъ съ учениками 1-го отделены.
Вторая работа —сложены по 2, по 3 .... преследуете 2 дели: 1)
уметь сознательно считать, сколько будетъ, наприм., 5 + 2, и 2) за
учить полученный результатъ наизусть. Первая цель достигается сло-
женымъ всехъ чиселъ перваго съ 2, 3 (въ техъ случаяхъ, когда сум
ма не будетъ более 10) на наглядныхъ пособыхъ, прост'Ьйшихъ
письменныхъ знакахъ, прямымъ счетомъ и на задачахъ. При этомъ
надо обратить вниманы учениковъ на то, что 5 + 2 = 2 + 5; но приба
вить къ 5 два раза по одному легче (скорЬе), чемъ къ 2 прибавить
5 разъ по одному. Когда происходить присчитываны, то, чтобы не
прибавить лишней 1, 2, 3... или не досчитать 1, 2 ... надо говорить:
прибавимъ одинъ къ 5, будетъ 6; прибавимъ другой, будетъ 7; следо
вательно, 5 + 2 = 7 . Будемъ прибавлять 5 въ 2, прибавимъ одинъ къ
2, будетъ 3; прибавимъ другой, будетъ 4; прибавимъ третШ, будетъ 5;
прибавимъ четвертый, будетъ 6; прибавимъ пятый, будетъ 7;
(везде