- 231 —
во всЬхъ этихъ случаяхъ, о которыхъ мы съ вами говорили, дЬлается
вычиташе” .
ПослЬ этого 3-му отдЬленйо была дана для самостоятельнаго рЬше-
нш задача на вычислеше; занятш начались съ 1-мъ отдЬлешемъ, а
2-е отдЬлеш'е продолжало свою работу. Сначала была проверена само
стоятельная работа, потомъ вели прямой счетъ по одиому на нагляд-
ныхъ иособыгхъ и отвлеченно, а все остальное время шелъ обратный
счетъ по одному: десять безъ одного будетъ 9, 9 безъ 1 будетъ 8...
на различныхъ наглядныхъ пособшхъ и задачахъ, въ родЬ следующей:
„У мальчика 10 сливъ, одну онъ съЬлъ; сколько осталось?” —„Девять",
—„Еще одну сливу съЬлъ; сколько осталось?”—„Восемь” и т. д....
Вечершя занятк по методикЬ ариеметики начались объяснешемъ
утреннихъ уроковъ съ учениками 3-го и l-ro отдЬленШ; при этомъ было
сказано, что цЬль урока въ 3-нъ отдЬлеши была указана въ концЬ
этого урока—помнить, когда делается вычпташе; а цЬль урока въ 1-мъ
отдЬлеши—научить простЬйшему случаю вычитан^ по одному отъ всЬхъ
чиселъ перваго десятка.
Потомъ рЬчь зашла о наглядныхъ пособшхъ, употребляемыхъ при
изучена элементарнаго курса ариеметики. По перечислены вс'Ьхъ извЬст-
ныхъ пособш, было указано на необходимость въ новомъ пособш—
таблицахъ, на которыхъ слЬдуетъ представить расположены элементовъ
и производство ариеметическихъ дЬйствш въ наивыгоднЬйшемъ поряд-
кЬ. Величина такихъ таблицъ должна быть одинакова съ тЬми табли
цами, на которыхъ отпечатана молитва Господня и начинательныя мо
литвы. Пользоваться этими таблицами слЬдуетъ такъ: когда дадутъ
ученикамъ самостоятельную работу, напр,, на умножен1е отвлеченныхъ
или именованныхъ чиселъ, тогда надо достать такую таблицу, на ко
торой произведено заданное дЬйствш, и сказать: „Смотрите, какъ здЬсь
записано, такъ и вы запишите!” Tania таблицы укажутъ на порядокъ,
къ которому привыкнуть ученики; порядокъ заставить учениковъ со
блюдать чистоту и прочить къ использованш возможно менынаго ко
личества бумаги, а самое главное, будетъ ясно видно производство всего
заданнаго дЬйствш, чего никакъ нельзя сказать о самостоятельныхъ
работахъ учениковъ: онЬ часто безпорядочны, грязны, занимаютъ много
мЬста и не всегда видно производство всЬхъ работъ при данномъ вы
числены, особенно тогда, когда оно довольно велико.
Не слЬдуетъ часто прибЬгать къ наглядиынъ пособгямъ. Если всЬ
ученики понимаютъ сказанное, то въ наглядныхъ посоошхъ совсЬмъ
пЬтъ надобности; въ противномъ случаЬ, т. е., когда пЬкоторые учо-