— 230 —
ны, число стеколъ въ окне, положить 7 кубиковъ, отсчитать 3 коп.
и т. д. Все это было исполнено учениками удовлетворительно.
Понедйльникъ, 1 поня.
Заняты начались задаванымъ возможной для 1-го отделены само
стоятельной работы: косточки на каждой проволоке счетовъ были раз
делены на 2 неравный части и ученики должны были сосчитать, сколь
ко проволокъ и сколько косточекъ на каждой изънихъ справа и сколь
ко слева. Второму отделенно были даны для самостоятельнаго реше
ны задачи на сложены и вычитаны. Учитель занимался съ 3-мъ отде-
лешемъ. Сначала былъ высчитанъ примерь на вычитаны, затемъ на
зывали элементы этого действы и объяснили, почему они такъ назы
ваются, после чего учитель далъ определены вычитаны: „Вычита-
нымъ называется действы (вычислены), при которомъ находятъ раз
ность или остатокъ“—„Если вамъ скажутъ, продолжалъ учитель, за
дачу, въ которой будутъ спрашивать, сколько осталось, то какое дей
ствы вы будете делать?" Ученики отвечали: „Вычитаны." —„А если
скажутъ: узнайте, на сколько одно число больше или меньше другого,
(это всеравно, что спросите, какая разница между числами), то въ та-
комъ случае, какое действы надо делать?"—„Тоже вычитаны".
После этого была задана задача: „Отцу 48 летъ, а сынъ на 25
летъ моложе; сколько летъ сыну?"
Когда содержанье задачи было усвоено,тогда былъ заданъ вонросъ:
„что значить, сынъ на 25 летъ моложе отца?" —„Это значить, что
сыну меньше летъ, ч4мъ отцу, на 25". —„Какимъ же действымъ можно
узнать число л6тъ сына?" — „Вычитанынъ". — „Почему?" — „Потому
что 48 надо уменьшить на 25".
Наковецъ, была дана еще такая задача: „Барышникъ купилъ лошадь
за 37 руб., а продалъ за 45 руб., сколько онъ получилъ прибыли?"
После усвоены содержааы задачи, учитель спрашивалъ: „Когда
получается прибыль?"— „Когда продаютъ дороже, ч4мъ покупаютъ".
„А убытокъ?" -- „Когда продаютъ дешевле, чемъ покупаютъ".—
„Здесь что получится?" —„Прибыль". —„Какъ велика эта прибыль?"
-—„8 рублей“.—„Какъ вы узнали это число?" —„Изъ 45 вычли 37".
„Заметьте, что 45 (за сколько продана лошадь) это продажная цена,
а 37 (за сколько куплена) покупная цена. Следовательно, вы изъ
продажной цены вычитали покупную, и тогда узнали прибыль. Не до
гадаетесь ли, какъ надо поступить, чтобы узнать убытокъ?" —„Для
этого надо изъ покупной цены вычесть продажную". —„Запомните, что