Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  238 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 238 / 308 Next Page
Page Background

— 230 —

ны, число стеколъ въ окне, положить 7 кубиковъ, отсчитать 3 коп.

и т. д. Все это было исполнено учениками удовлетворительно.

Понедйльникъ, 1 поня.

Заняты начались задаванымъ возможной для 1-го отделены само­

стоятельной работы: косточки на каждой проволоке счетовъ были раз­

делены на 2 неравный части и ученики должны были сосчитать, сколь­

ко проволокъ и сколько косточекъ на каждой изънихъ справа и сколь­

ко слева. Второму отделенно были даны для самостоятельнаго реше­

ны задачи на сложены и вычитаны. Учитель занимался съ 3-мъ отде-

лешемъ. Сначала былъ высчитанъ примерь на вычитаны, затемъ на­

зывали элементы этого действы и объяснили, почему они такъ назы­

ваются, после чего учитель далъ определены вычитаны: „Вычита-

нымъ называется действы (вычислены), при которомъ находятъ раз­

ность или остатокъ“—„Если вамъ скажутъ, продолжалъ учитель, за­

дачу, въ которой будутъ спрашивать, сколько осталось, то какое дей­

ствы вы будете делать?" Ученики отвечали: „Вычитаны." —„А если

скажутъ: узнайте, на сколько одно число больше или меньше другого,

(это всеравно, что спросите, какая разница между числами), то въ та-

комъ случае, какое действы надо делать?"—„Тоже вычитаны".

После этого была задана задача: „Отцу 48 летъ, а сынъ на 25

летъ моложе; сколько летъ сыну?"

Когда содержанье задачи было усвоено,тогда былъ заданъ вонросъ:

„что значить, сынъ на 25 летъ моложе отца?" —„Это значить, что

сыну меньше летъ, ч4мъ отцу, на 25". —„Какимъ же действымъ можно

узнать число л6тъ сына?" — „Вычитанынъ". — „Почему?" — „Потому

что 48 надо уменьшить на 25".

Наковецъ, была дана еще такая задача: „Барышникъ купилъ лошадь

за 37 руб., а продалъ за 45 руб., сколько онъ получилъ прибыли?"

После усвоены содержааы задачи, учитель спрашивалъ: „Когда

получается прибыль?"— „Когда продаютъ дороже, ч4мъ покупаютъ".

„А убытокъ?" -- „Когда продаютъ дешевле, чемъ покупаютъ".—

„Здесь что получится?" —„Прибыль". —„Какъ велика эта прибыль?"

-—„8 рублей“.—„Какъ вы узнали это число?" —„Изъ 45 вычли 37".

„Заметьте, что 45 (за сколько продана лошадь) это продажная цена,

а 37 (за сколько куплена) покупная цена. Следовательно, вы изъ

продажной цены вычитали покупную, и тогда узнали прибыль. Не до­

гадаетесь ли, какъ надо поступить, чтобы узнать убытокъ?" —„Для

этого надо изъ покупной цены вычесть продажную". —„Запомните, что