— 229
при чемъ было объяснено, что черту подъ 35 (подъ вторымъ слага-
емымъ) надо читать словами: будетъ, получится, равно и т. п., а все
надо прочитать такъ: 23 да 35 будетъ 58. Эготъ примЬръ ученики
записали въ своихъ тетрадяхъ. ЗатЬмъ было дано сосчитать 27 + 43
на счетахъ. Ученики пос.лЬ сложены получили 6 косточекъ на вто
рой проволокЬ и 10 на первой; эти 10 косточекъ заменили одной
косточкой на второй проволок!; и прочитали полученную сумму 70.
Эготъ счетъ письменно на доскЬ учителемъ и въ тетрадяхъ ученика
ми былъ замЬчепъ такъ:
1
70
Наконецъ, было дано сосчитать 45 + 37. Когда положили снача
ла 45, а потомъ 3 десятка, тогда оказалось, что семи единицъ поло
жить нельзя, а надо положить десятокъ и три излишне прибавленныхъ
единицы (ариеметическое добавлены 7) отнять; получилось 82. Этотъ
счетъ былъ записанъ на классной доскЬ и въ тетрадяхъ учеииковъ такъ:
1
+
45
37
82
Посд'Ь этого второму отдЬленио была дана самостоятельная ра
бота — высчитывать и записывать примЬры на сложены двузначныхъ
чиселъ вертикальными столбцами, а учитель перешолъ къ первому
отдЬленш, съ которымъ начался счетъ по одному до пяти на куби-
кахъ, косточкахъ счетовъ и копейкахъ. ЗатЬмъ было положено на
классномъ столЬ 5 кубиковъ и прибавлено 1 кубикъ; тогда получи
лось, что 5 кубиковъ да 1 кубикъ будетъ 6 кубиковъ, Другой уче-
никъ отложилъ 5 косточекъ, прибавилъ 1 косточку и получилось, что
5 косточекъ и 1 косточка будетъ б косточекъ. ТретШ ученикъ къ 5
конейкамъ прибавилъ 1 копейку и получилось 6 копеекъ. Выводъ: 5
да 1 будетъ 6, былъ повторенъ всЬми учениками. Дальше къ 6 куби-
камъ, косточкамъ и конейкамъ прибавляли по 1 кубику, косточкЬ и
копейкЬ и такимъ образомъ получили повторенный всЬми выводъ, что
6 да 1 будетъ 7. Такъ сосчитали, что 7 да 1 будетъ 8, 8 да 1 бу
детъ 9, 9 да 1 будетъ 10, ПослЬ счета на отвлеченныхъ числахъ въ
такомъ норядкЬ: 1 да 1 будетъ 2; 2 да 1 будетъ 3... 9 да 1 бу
детъ 10, учитель задавалъ ученикамъ работы въ родЬ слЬдующихъ:
отложить на счетахъ 7, 4, 8...; сосчитать число учевиковъ 2-го отдЬле-