228 —
(съ подраздйлешемъ на нисколько частныхъ случаевъ), на 3 части дру-
гимъ способомъ (тоже съ подраздГлевымъ на нисколько частныхъ слу-
чаевъ), на 4 сов’Ьтую сначала д’Ьлить на 2, а полученное частное
опять на 2, и т. д.; поэтому получается такая масса частныхъ слу-
чаевъ д’Ьлешя, что запомнить ихъ можетъ только учепикъ, обладающей
громадной памятью; между гЬмъ какъ, если делить по содержан1ю, поль
зуясь таблицей умножены, будетъ только одинъ способъ делены и на
2, и на 3, и на 4... Очень полный задачникъ Гольдепберга содержитъ
въ концГ 1-й и во2-й части много задачъ, решены которыхъ дГтямъ
не подъ силу.
Такое мн'Ьше о пособыхъ Гольдепберга было подтверждено всг1ми
учительницами и учителями, пользовавшимися этими пособ1ями.
ЗагЬмъ вкратцГ было указано на пособи: 1) Ореображенскаго,
въ которыхъ хорошо говорится о производств^ д'Ьлены по содержанш.
2) Евтушевскаго, изъ которыхъ и теперь составители новГйшихъ по-
соб!й черпаютъ не мало материла. 3) Шохоръ-Троцкаго, какъ на по
лезный и по отзывамъ учителей, практиковавшихъ методъ этого авто
ра, скоро приводящая дГтей къ умГнью хорошо и вполнГ сознательно
считать. 4) Терешкевича, Аржаникова, Александрова, Соколова и др.,
съ которыми можно было познакомиться въ библютекГ вурсовъ.
Въ заключена было сказано, что лучше всего пользоваться, по
мГрГ возможности, многими пособыми, не отдавая исключительнаго
предпочтены какому-либо одному, а заимствовать изъ каждаго пособи
только то, что наиболее подходитъ къ субъективпымъ качествамъ
самого учителя, такъ какъ одинъ и тотъ же методъ можетъ быть пре-
краснымъ въ рукахъ одного учителя и никуда негоднымъ въ рукахъ
другого.
Суббота, 30 мая.
Въэтотъ день заняты были съ 1-мъ и 2-мъ отд'Ьлешемъ, а 3-мъ отдГ-
лев1ю была дана работа на цЬлый часъ— решить и изложить письмен
но задачу на сложены съ неизвестными слагаемыми. Въ первые V3
часа ученики 1-го отделены наблюдали, какъ работали съ учителемъ
во 2-го отделены. Ученики послГдняго отделены, по требованш учите
ля, откладывали двухзначныя числа и складывали на счетахъ 2 та-
кихъ числа, отъ сложены единицъ которыхъ не получалось десятка, напр ,
23—j—35; посл'Ь учитель показалъ, какъ тотъ же примйръ можно за
писать и высчитать вертикальнымъ столбцомъ въ видй
23
35
58