227 —
жить 4, надо паледъ ставить около черной косточки и класть всгЬ
светлый; чтобы положить 5, надо брать всЬ св'Ьтлыя и 1 темную кос
точку; чтобы положить 6 косточекъ, надо только справа оставить все
св^тлыя, а остальныя положить влево; чтобы положить 7, надо брать
не только 2 темныхъ косточки, но и еще 1 светлую; 8 кладутъ такъ,
чтобы справа осталось 2 свЬтлыхъ косточки; наконецъ, 9 кладутъ
такъ, чтобы справа осталась 1 светлая косточка Зат'Ьмъ ученики, по
требовашю учителя, откладывали различный числа единицъ и десятковъ
въ отдельности и вместе (напр. 7, 40 и 58), стараясь положить такъ,
какъ было объяснено. Въ конце урока ученики второго отделены пра
вильно откладывали двузначныя числа.
Вечерны заняты начались объяенешемъ уроковъ съ 3-мъ и 2-мъ отде
ленный. Цель урока въ 3-мъ отделены была та, чтобы ученики замети
ли, каш я задачи решаются сложенымъ, что сложены можно делать
только тогда, когда все слагаемыя известны, а если 1, 2... слагаемыхъ
не известны, то сначала надо ихъ высчитать, а потомъ уже складывать.
Цель урока во 2 мъ отделены —прЦчить детей на счетахъ откладывать
двузначныя числа, чтобы потомъ научиться сложение и вычитанно та-
кихъ чиселъ на счетахъ.
Потомъ было продолжено знакомство съ руководствами и поеобы-
ми, причемъ было указано на следуюгцы неудобства при пользованы
пособыми (методикой и задачникомъ) Гольденберга. При изучены дей
ствш надъ числами перваго десятка вычиташе проходится совместно
съ сложенымъ, наприм. 5 + 3 = 8 , а потому 8 —5 = 3 и 8 — 3 = 5 (на
наглядныхъ пособыхъ это очень ясно, а потому и вполне убедительно).
После высчитанного примера на сложены, выводы на вычиташе ясны;
но, если ученику прямо предложить отнять 5 отъ 8, то онъ не съумеетъ
этого сделать; почему вычитаеш надо учить отдельно отъ сложены.
Въ начале изучены действш надъ числами перваго десятка ученикамъ
предлагаются вопросы на ариеметичеекы дЬйствы въ самой разно
образной и не всегда понятной детямъ форме; следуетъ же сначала
предлагать вопросы на ариеметичеекы действы въ самой однообразной
форме и только постепенно вводить различные ариеметичеекы терми
ны. Делены начинается деленымъ на части, а потомъ уже по содер-
жанно въ то время, какъ следуетъ это делать ваоборотъ. Отдельнаго
изучены действш надъ числами второго десятка шЬтъ, а прямо изу
чаются действы надъ всеми двузначными числами, отчего приходится
разематривать много частныхъ случаевъ, а при делены двузначныхъ
чиселъ предлагаются разные способы: на 2 части однимъ способомъ