— 226
Тогда имъ было сказано: „сложешемъ называется д'Ьйствш (вычислены),
когда находятъ сумму, т. е. узнаютъ, сколько получится всего, если
сложить нисколько чиселъ вместе; поэтому, какъ только будетъ дана
задача, вопросомъ которой будетъ, сколько получится всего, то надо
Делать cлoжeнie. Зат4мъ было сказано нисколько задачъ и требовалось,
чтобы ученики узнавали, какимъ дЬйствпзмъ она решается и почему
надо д'Ьлать сложеше (задачи были сказаны такы, что ответы на нихъ
приходилось узнавать сложешемъ). Въ н’Ькоторыхъ задачахъ это было
очевидно, а въ н'Ькоторыхъ нЬтъ. Напр. была такая задача: „сыну
26 л'Ьтъ, а отецъ на 32 года старше; сколько лЪтъ отцу?* Въ этой
задаче пришлось пояснить, что слово старше означаетъ, что число
л'Ьтъ отца больше числа лЪтъ сына (26 л4тъ) на 32, т. е. отцу и
26 и 82 года, а потому надо узнавать сумму этихъ чиселъ; следова
тельно, для решены этой задачи надо делать сложеше. Сначала шли
задачи на сложеше съ известными слагаемыми, а потомъ была дана
такая задача: „за лошадь заплатили 32 руб., а за корову на 8 руб.
больше. Сколько истратили всехъ денегъ?“ Когда, условш этой задачи
было усвоено, учитель спросилъ: „какимъ действшмъ надо решать эту
задачу?" — Сложешемъ.— „Почему вы такъ думаете?— „Потому что спра
шивается, сколько израсходовали всехъ денегъ. — „Что съ чемъ надо
складывать?" Цену лошади съ ценою коровы. — Можно ли складывать?
— Нельзя, потому что мы не знаемъ цены коровы. ~ „Могкно ли и какъ
узнать цену коровы?" Можно: надо къ 32 р. прибавить 8 руб. — Уче
ники высчитали второе слагаемое - цену коровы,— а потомъ решили
главный вопросъ задачи. За этой задачей была дана следующая: „на
чай израсходовали 3Д отъ 1 руб. 80 коп., на сахаръ 3/s отъ 75 к.
и извозчику уплатили 20 коп. Сколько израсходовали всехъ денегъ?"
После усвоены условы задачи, ученики говорили, что данная задача
решается сложешемъ, объяснили, почему они такъ думаютъ и сказали,
что сложены делать нельзя, а надо прежде высчитать стоимость чая,
потомъ стоимость сахара и уже после этого можно делать сложеше.
Такимъ образомъ эта задача и была решена.
На второй получасъ 3-му отделенно было дано решить задачу на
сложеше со всеми неизвестными слагаемыми, причемъ сначала былъ
установленъ планъ решены, после чего учитель перешелъ ко второму
отделенно. После поверки самостоятельной работы учениковъ этого
отделены, имъ было уяснено устройство счетовъ более подробно, чемъ
1-му отделенно, и показано откладываше на нихъ единицъ и десятковъ,
не считая косточекъ: 1, 2 и 3 косточки легко положить; чтобы поло-