— 225 —
Потомъ вниманио участниковъ курсовъ били предложены „Записки
.по методике" и „Сборникъ задачъ“ Вишневскаго. Записки по мето
дике очень хороши ценными указаншми, какъ вести преподаваше эле-
ментарнаго курса ариометики, ценными тЬмъ бол'Ье, что эти указаны
умело выбрани авторомъ изъ различныхъ методикъ: Евтушевскаго,
Гольденберга и друг. Можно толькосожалеть о томъ, что авторъ пред
лагаете сначала д'Ьлеше на части, а потомъ по содержанш, между
гЬмъ какъ делете по содержант логически вытекаетъ изъ таблицы
умножены, а делены на части вытекаетъ изъ перваго делены. Задачи
Вишневскаго доступныпонимание детей, подобраны въ порядке посте
пенной трудности; особевно хороши въ этомъ отношены задачи, пред
назначенный для изучены элементарнаго курса дробей.Кто не въ со
стояв^ прыбретать многихъ пособш по ариеметикЗз, тому можно сове
товать пособы Вишневскаго, и онъ въ нихъ найдетъ то, что ему надо.
Особенность метода князя Тенишева закиочается въ сжатости,
доходящей до того, что авторъ проходитъ действия надъ отвлеченными
и именованными действыми одновременно, что не совсемъ удобно, такъ
какъ при сложены и особенно при умножены именованныхъ чиселъ
часто требуется превращена, для чего надо делать делены, котораго
ученики не знаютъ. Такая сжатость объясняется жедавымъ автора
пройти курсъ ариометики (правда элементарный) въ 2 года. Съ этою
целью учитель въ первый же годъ обучены долженъ знакомить уче-
виковъ не только со счетомъ еданицъ и десятковъ, но и высшихъ
разрядовъ. Съ учениками 10 и более лЬтъ это, пожалуй, возможно,
но съ учениками 7 —8 летъ —немыслимо; да и съ более взрослыми
учениками технику ариометическихт дЬйствш пройти еще можно, но
задачъ делать уже некогда.
ЗатЬмъ кратко было указано на достоинства методики Мартынова,
особенно Его изданы и на пособы Егорова, который, по мнЬнпог-жь
учительницъ и гг. учителей, пробовавшихъ вести дело въ начальныхъ
училищахъ по этимъ пособымъ, оказываются трудно применимыми.
Пятница, 29 мая.
Утренны заняты начались задаванымъ самостоятельной работы
второму отделение на сложены двухзначныхъ чиселъ, после чего учи
тель занимался съ З-мъ отделенымъ. Сначала былъданъ примеръ на сло
жены миогозначныхъ чиселъ. Когда примеръ былъ высчитанъ, тогда
ученики по требовант учителя называли сумму и слагаемый и на
воиросъ, какое число находится при сложена, отвечали „сумма .