Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  231 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 231 / 308 Next Page
Page Background

— 223 —

но и 2 единицы; всего вышло 82. После сложенш перешли къ вы­

читание. Первый прим’Ьръ изъ 70 вычесть 50 былъ р4шенъ такъ: 70

это 7 десятковъ, а 50 — 5 десятковъ; 7 десятковъ безъ 5 десятковъ =

2 десяткамъ, или 20. Второй прим'Ьръ 83 безъ 60 былъ р'Ьшенъ такъ

же, но къ полученеымъ 2 десяткамъ прибавили 3 единицы и полу­

чилось 23. Въ третьемъ примере 48 — 25 вычитали 2 десятка изъ 4,

получили 2 десятка; потомъ 5 единицъ изъ 8 и получили 3 единицы,

а всего 23. Затемъ пошло вычиташе съ займомъ. Вычитали 46 изъ

80. Сначала отняли 40 отъ 80, получили 40; затемъ взяли 1 деся-

токъ (заняли) отъ 4 десятковъ и изъ него вычли 6, получили 4; а

всего 3 десятка и 4 единицы, т. е. 8 0 — 46 - 3 д. 4 е д .= 3 4 .

После этого второму отд'Ьленш была дана самостоятельная работа —

вычитант двухзначныхъ чиселъ съ займомъ, а учитель иерешелъ къ

1-му отд'Ьленш. Сначала д’Ьтямъ были указаны счеты, проволоки и кос­

точки; было показано, что косточки лежатъ справа, а когда скажутъ

положить нисколько косточекъ, то это значить передвинуть справа на­

лево столько косточекъ, сколько сказали. После этого учитель застав-

лялъ учениковъ класть и считать косточки по одной такъ: одна кос­

точка, одна и одна косточка 2 косточки, 2 и 1 три косточки, 3 и 1

четыре косточки, 4 и 1 пять косточекъ. Затемъ былъ показанъ кубикъ

и несколько кубиковъ изъ ариометическаго ящика, и ученики доставали

и считали кубики по одному такъ, какъ считали и косточки на сче-

тахъ. Дальше шелъ такой же счетъ копеекъ. Потомъ ученики откла­

дывали на счетахъ косточки, изъ ариометическаго ящика кубики и изъ

кучки копеечныхъ монетъ брали копейки не по порядку,а въ разбивку

для того, чтобы подъ словомъ, напр., три и представлять три предмета,

а пять предметовъ называть словомъ пять.

Вечеромъ былъ объясненъ вышеприведенный ходъ уроковъ въ 2-мъ

и 1-мъ отделешяхъ начальнаго училища, а загЬмъ перешли къ знаком­

ству съ некоторыми методическими дособшми и руководствами, практи­

куемыми въ начальныхъ училищахъ.

Относительно сборника ариеметическихъ задачъ применительно къ

сельскому быту и численныхъ примеровъ Лубенца было высказано, что

въ этомъ пособш уделено очень много внимашя задачамъ, имеющимъ

отношент къ сельскому хозяйству, съ целью не только считать, но и

познакомить со всемъ, имеющимъ отношеше къ хозяйству. Эта мысль

хороша т*мъ, что задачникъ назначенъ главпымъ образомъ для сель-

скихъ школъ. Если мысль автора обобщить, то придется сказать, что

содержант задачъ должно большею частью соответствовать пониманш