— 223 —
но и 2 единицы; всего вышло 82. После сложенш перешли къ вы
читание. Первый прим’Ьръ изъ 70 вычесть 50 былъ р4шенъ такъ: 70
это 7 десятковъ, а 50 — 5 десятковъ; 7 десятковъ безъ 5 десятковъ =
2 десяткамъ, или 20. Второй прим'Ьръ 83 безъ 60 былъ р'Ьшенъ такъ
же, но къ полученеымъ 2 десяткамъ прибавили 3 единицы и полу
чилось 23. Въ третьемъ примере 48 — 25 вычитали 2 десятка изъ 4,
получили 2 десятка; потомъ 5 единицъ изъ 8 и получили 3 единицы,
а всего 23. Затемъ пошло вычиташе съ займомъ. Вычитали 46 изъ
80. Сначала отняли 40 отъ 80, получили 40; затемъ взяли 1 деся-
токъ (заняли) отъ 4 десятковъ и изъ него вычли 6, получили 4; а
всего 3 десятка и 4 единицы, т. е. 8 0 — 46 - 3 д. 4 е д .= 3 4 .
После этого второму отд'Ьленш была дана самостоятельная работа —
вычитант двухзначныхъ чиселъ съ займомъ, а учитель иерешелъ къ
1-му отд'Ьленш. Сначала д’Ьтямъ были указаны счеты, проволоки и кос
точки; было показано, что косточки лежатъ справа, а когда скажутъ
положить нисколько косточекъ, то это значить передвинуть справа на
лево столько косточекъ, сколько сказали. После этого учитель застав-
лялъ учениковъ класть и считать косточки по одной такъ: одна кос
точка, одна и одна косточка 2 косточки, 2 и 1 три косточки, 3 и 1
четыре косточки, 4 и 1 пять косточекъ. Затемъ былъ показанъ кубикъ
и несколько кубиковъ изъ ариометическаго ящика, и ученики доставали
и считали кубики по одному такъ, какъ считали и косточки на сче-
тахъ. Дальше шелъ такой же счетъ копеекъ. Потомъ ученики откла
дывали на счетахъ косточки, изъ ариометическаго ящика кубики и изъ
кучки копеечныхъ монетъ брали копейки не по порядку,а въ разбивку
для того, чтобы подъ словомъ, напр., три и представлять три предмета,
а пять предметовъ называть словомъ пять.
Вечеромъ былъ объясненъ вышеприведенный ходъ уроковъ въ 2-мъ
и 1-мъ отделешяхъ начальнаго училища, а загЬмъ перешли къ знаком
ству съ некоторыми методическими дособшми и руководствами, практи
куемыми въ начальныхъ училищахъ.
Относительно сборника ариеметическихъ задачъ применительно къ
сельскому быту и численныхъ примеровъ Лубенца было высказано, что
въ этомъ пособш уделено очень много внимашя задачамъ, имеющимъ
отношент къ сельскому хозяйству, съ целью не только считать, но и
познакомить со всемъ, имеющимъ отношеше къ хозяйству. Эта мысль
хороша т*мъ, что задачникъ назначенъ главпымъ образомъ для сель-
скихъ школъ. Если мысль автора обобщить, то придется сказать, что
содержант задачъ должно большею частью соответствовать пониманш