—
222
—
счетахъ; б) некоторыми частными случаями производства ариеметиче-
скихъ д'Ьйствш съ ц^лью развить быстроту вычислены; в) решешй
задачъ нри помощи уравнены 1-й степени съ 1 неизвестной величиной;
г) то же съ 2 неизвестными въ простейшихъ случаяхъ.
После этого но желанно участниковъ курсовъ были отмечены те
места только что прочитаннаго конспекта, которыя требуютъ объясне-
нШ, но въ виду того, что при сообщены сведены по методике мо-
гутъ появиться вопросы, требующы разъяснены и въ техъ местахъ
прочитаннаго конспекта, которыя, при бегломъ его чтенш, могли по
казаться вполне ясными, было решено вкратце ознакомиться со всемъ,
изложеннымъ въ конспекте, и подробно останавливаться въ техъ слу
чаяхъ, каше окажутся заслуживающими ввиманы. Было выражено
также желаны учиться ариометическимъ действымъ на счетахъ, зна
комиться съ прымами быстраго вычисленья и съ репынымъ задачъ при
помощи простейшихъ уравнены, решены которыхъ возможно безъ зна-
шя алгебры.
Четвергъ, 28 мая.
Отъ 9 до 10 часовъ утра было 2 получасовыхъ урока, на кото
рыхъ заняты шли въ следующемъ порядке. Ученикамъ 3-го отделены
(на целый часъ) были даны для самостоятельнаго вычислены приме
ры на сложены и вычислены многозначныхъ чиселъ. Ученики 1-го отде
лены должны были наблюдать, какъ встаютъ, отвечаютъ и садятся
ученики 2-го отделены, чтобы и они на следующемъ уроке поступали
такъ же. Со вторымъ отделевымъ занимался учитель устньшъ сче-
томъ на сложены и вычитаны двухзначныхъ чиселъ. Первый примеръ
на сложены 20 + 40 былъ решенъ такъ: 20 — это 2 десятка, 40 — 4
десятка, 2 десятка да 4 десятка = 6 десяткамъ, или 60. Второй при
меръ 28 —f—50 былъ высчитанъ такъ ate, только къ полученнымъ 7 де
сяткамъ прибавили 3 и получилось въ сумме 73. При сложены 28—)—
31 сначала сложили десятки, потомъ единицы и тогда получили въ
сумме 59. Затемъ перешли къ темъ случаямъ сложены, когда отъ
сложены единицъ получается 10. Складывали, напр., 28—[—52 такъ,
какъ и въ третьемъ примере, только десятокъ, полученный отъ сло
жены 8 и 2, прибавили къ 7 десяткамъ, получили 8 десятковъ, или
80. Наконецъ, сложили 35 —]—47— такы 2 числа, при сложены еди
ницъ которыхъ получается (5 —|—7 = 12) больше 10; вычислены шло
въ томъ же порядке, какъ и въ четвертомъ примере, но къ сумме
десятковъ (7 десяткамъ) пришлось прибавить не только 1 десятокъ,