Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  187 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 187 / 308 Next Page
Page Background

-

179

мя учебныхъ занятий, отвлекъ и развлекъ бы силы учителя и учени-

ковъ. Да если бы помириться и съ такимъ нежелательнымъ лоложеш-

емъ д'Ьла, что же можно все-таки сделать, въ смысле усвоешя npie-

мовъ усовершенствованной земледельческой культуры, съ детьми 8 —

1 1-л’Ьтпяго возраста, являющимися при томъ въ шкоду въ сентябре—

октябре, покидающими ее въ апр ел е—въ мае; многое ли можетъ, при

всемъ своемъ желаши, сделать учитель летомъ, когда дЬтей нЬтъ въ

школе, осенью, когда нужно усиленно заниматься съ новичками и во­

обще налаживать по разстроивгауюся за лето дисциплину, весною,—

когда все помыслы учителя и учениковъ сосредоточены на предстоя-

щемъ экзамене? Воспользоваться садомъ и огородомъ для воспитываю-

щихъ воздействш совершенно возможно, но вести съ учениками ответ­

ственным земледельческк занятия, ставить себЬ задачею научить уче-

никовъ, а черезъ нихъ и крестьянъ усовершенствованной земледельче­

ской культуре, —нетъ никакой возможности.

Да и самъ учитель, особенно же учительница, къ этимъ заня-

Нямъ вовсе не подготовлены. Для сравненш можно взять наше сель­

ское духовенство, издавна наделенное землею: земельная собственность

даетъ духовенству известнуно оседлость, увеличиваетъ его доходность,

сближаетъ съ крестьянскими мт’ромъ, даетъ поможете въ земскомъ со-

бранш, но и только: влшшя на подъемъ земледельческой культуры не

было и нетъ, и само духовенство ведетъ хозяйство по старине и всего

чаще —черезъ наемныхъ работниковъ-крестьянъ. Точно въ такомъ же

положенш будетъ находиться и учитель, временный хозяинъ школьнаго

участка, не подготовленный къ земледельческому делу, не имеющш воз­

можности отдаться ему всецело. Каждое специальное дело для его

полнаго успеха требуетъ основательныхъ спещальныхъ знашй, п проч­

но воспитанныхъ привычекъ, неистощимой привязанности, заботы и

неусганнаго вниманья. Всего этого нетъ и не можетъ быть у школь­

наго учителя, и обЬщать культивировать деревню въ ея специльномъ

деле, въ великомъ деле земледелия—это значить приготовить себе и

другимъ тяжкое и неизбежное разочароваше. Не много въ этомъ на-

правленш сделали у насъ образованные, а иногда даже и спещально

подготовленные помещики, ничего не сделало духовенство, ничего не

сделаетъ и школьный учитель. Слишкомъ сложенъ вопросъ о подъеме

у насъ земледельческой культуры, чтобы успокоиться на такомъ нена-

дежномъ средстве для его разретешя, какъ наделете школъ землею.

Земля сама по себе принесетъ много ценныхъ благъ и школе, и учи­

телю, и даже (косвенно) самой деревне, но нельзя обещать того, что

выполнить не въ силахъ.