-
179
—
мя учебныхъ занятий, отвлекъ и развлекъ бы силы учителя и учени-
ковъ. Да если бы помириться и съ такимъ нежелательнымъ лоложеш-
емъ д'Ьла, что же можно все-таки сделать, въ смысле усвоешя npie-
мовъ усовершенствованной земледельческой культуры, съ детьми 8 —
1 1-л’Ьтпяго возраста, являющимися при томъ въ шкоду въ сентябре—
октябре, покидающими ее въ апр ел е—въ мае; многое ли можетъ, при
всемъ своемъ желаши, сделать учитель летомъ, когда дЬтей нЬтъ въ
школе, осенью, когда нужно усиленно заниматься съ новичками и во
обще налаживать по разстроивгауюся за лето дисциплину, весною,—
когда все помыслы учителя и учениковъ сосредоточены на предстоя-
щемъ экзамене? Воспользоваться садомъ и огородомъ для воспитываю-
щихъ воздействш совершенно возможно, но вести съ учениками ответ
ственным земледельческк занятия, ставить себЬ задачею научить уче-
никовъ, а черезъ нихъ и крестьянъ усовершенствованной земледельче
ской культуре, —нетъ никакой возможности.
Да и самъ учитель, особенно же учительница, къ этимъ заня-
Нямъ вовсе не подготовлены. Для сравненш можно взять наше сель
ское духовенство, издавна наделенное землею: земельная собственность
даетъ духовенству известнуно оседлость, увеличиваетъ его доходность,
сближаетъ съ крестьянскими мт’ромъ, даетъ поможете въ земскомъ со-
бранш, но и только: влшшя на подъемъ земледельческой культуры не
было и нетъ, и само духовенство ведетъ хозяйство по старине и всего
чаще —черезъ наемныхъ работниковъ-крестьянъ. Точно въ такомъ же
положенш будетъ находиться и учитель, временный хозяинъ школьнаго
участка, не подготовленный къ земледельческому делу, не имеющш воз
можности отдаться ему всецело. Каждое специальное дело для его
полнаго успеха требуетъ основательныхъ спещальныхъ знашй, п проч
но воспитанныхъ привычекъ, неистощимой привязанности, заботы и
неусганнаго вниманья. Всего этого нетъ и не можетъ быть у школь
наго учителя, и обЬщать культивировать деревню въ ея специльномъ
деле, въ великомъ деле земледелия—это значить приготовить себе и
другимъ тяжкое и неизбежное разочароваше. Не много въ этомъ на-
правленш сделали у насъ образованные, а иногда даже и спещально
подготовленные помещики, ничего не сделало духовенство, ничего не
сделаетъ и школьный учитель. Слишкомъ сложенъ вопросъ о подъеме
у насъ земледельческой культуры, чтобы успокоиться на такомъ нена-
дежномъ средстве для его разретешя, какъ наделете школъ землею.
Земля сама по себе принесетъ много ценныхъ благъ и школе, и учи
телю, и даже (косвенно) самой деревне, но нельзя обещать того, что
выполнить не въ силахъ.