—
177
Чтеню статей и кнагъ должно носить, по преимуществу, харак-
теръ самостоятельная чтешя: учитель разъясняетъ ученикамъ лишь
наиболее для нихъ непонятное, обращаетъ ихъ вниманю на существо
читаемой статьи и книги, задаетъ задачи по чтемпо и контролируетъ
сделанное.
Письменныя работы состоять исключительно въ составлены изло
жены прочитанаго, въ составлены
„дтъловыхъ
бумагъ“. Поправки ороо-
графическы и стилистически должны делаться попутно съ просмотромъ
учителемъ письменныхъ работъ.
Желательно было бы, чтобы ученики дополнительныхъ классовъ
возможно шире пользовались библютекой: чтеше книгъ подъ контро-
лемъ учителя, въ связи съ классными занятыми, имйетъ такое же важ
ное воспитательное звачеше, какъ и заияты въ классЬ.
Самое главное затруднены въ вопросй о дополнительныхъ клас-
сахъ заключается въ томъ,—
кому вести эти заняты?
Учитель нор
мальной школы такъ обремененъ своимъ дйломъ, что у него, несмот
ря на все желаню, не всегда найдется время и силы вести еще и ве
черню и воскресные классы. Для этихъ занятШ все-таки больше най
дется средствъ въ тйхъ школахъ, гдй не одинъ, а два или болйе пре
подавателя. Само собою понятно, что заняты эти должны быть
оплачиваемы сообразно съ затрачиваемымъ на нихъ трудомъ и вре-
менемъ.
Понятно, что всего лучше было бы для дополнительныхъ клас
совъ имгЬть особаго преподавателя при школ!;. Въ городахъ это легче
всего осуществимо, какъ и показываетъ широкое у насъ распростра
нен^ „воскресныхъ школъ“.
При благопрытныхъ условыхъ, по образцу воскресныхъ школъ,
могутъ и въ селеныхъ устраиваться дополнительные при школахъ
классы.
Въ виду важности дйла, следовало бы сделать въ применены къ
дополнительнымъ классамъ опытъ переходящихъ изъ одной школы въ
другую учителей: прозанимаясь годъ и два при одной школ!;, учитель
переходить въ другую, и возвращается въ первую лгЬтъ черезъ пять —
черезъ шесть. Во всякомъ случай, таше передвижные дополнительные
классы, при несомнЬнной ихъ польз!;, не потребуютъ значительныхъ
затрать и легко осуществимы во всйхъ отношеныхъ.