—
182
—
товъ), б) значеше и выработка навыковъ б'Ьглаго и выразительнаго
чтешя, разборчиваго, свораго и правильнаго письма; в) задачи, сред
ства и размеры усвоешя детьми общелитературнаго языка; г) задачи
и средства усвоешя детьми навыковъ толковаго чтешя —до умЬнья
воспринимать самостоятельно путемъ чтешя чужую мысль и чувства;
д) задачи чтешя, какъ средства для усвоешя нравственныхъ понятий
и образовъ, знанш естественно-историческихт, географическихъ, исто-
рическихъ и проч.; е) воспитательпыя задачи и средства къ ихъ ре
шению при чтенш церковнославянскаго текста; ж) образовательный и
практически задачи упражнений въ устномъ и письменномъ изложены
мыслей, последовательная программа этахъ упражнешй; з) обзоръру-
ководствъ и noco6ifiдляучителя, причемъ было выяснено поступательное
развитие педагогической мысли въ разработке вопроса о содержанш и
формахъ школьнаго ученш; и) значеше, формыи последовательныя сту
пени грамнатическихъ и ореографическихъ заняты въ народной школе.
Веб заняты на курсахъ (теоретическая и практически) были про
никнуты однимъ общимъ стремлешемъ выяснить теоретически и прак
тически, что и какъ долженъ делать учитель въ своей школе, чтобы
приготовить своихъ учениковъ къ посильной для нихъ разумной и доб
рой жизни личной, семейной и общественной, къ осуществление въ
жизни своихъ правъ и обязанностей, причемъ разнообразные учебные
и воспитательные навыки и привычки имеютъ свое значеше постольку,
поскольку они служатъ въ школе и по выходе изъ нея разумнымъ
средствомъ къ разумной и нравственной деятельности учащагося.
Однимъ изъ важныхъ воспитательныхъ орудш въ рукахъ учителя
служатъ школьная дисциплина и весь обиходъ ежедневной школьной
жизни, отношеше учителя къ установленнымъ школьнымъ правиламъ
и порядкамъ, отношеше его къ ученикамъ во время классныхъ заня
т а и въ свободное отъ этихъ занятШ время, отношеше къ предметамъ
учешя и проч.: что и какъ сделаетъ въ этомъ отношены учитель въ
школе, то именно (до известной степени) осуществятъ ученики и по
выходе изъ школы. Школа представляетъ собою, хотя бы и въ миш-
атюрЬ, натуральное общество людей, связанныхъ между собою во имя
одного общаго, одинаково важнаго для всехъ жизненнаго дела—со
всеми многообразными (хотя бы и въ зародыше) отношешями, личными
и общими ишересами, стремлешями, необходимостью самоограничешя,
повиновешя, взаимопомощью и проч,, и проч.; здесь, такимъ образомъ,
могутъ зараждаться и крепнуть первый (и часто
реш ающы ,
сильныя)
впечатлены, поняты, правила, привычки жизни общественной: отноше-