Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  193 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 193 / 308 Next Page
Page Background

185

пли способствовать естественному развито, или же дать ему дурное

направленш.

Воспитатель-учитель многое можетъ внушить и привить ученику

въ направлена его отношенш не только къ старшимъ и власть иму-

щимъ, но и къ равнымъ себе, и къ слабЬйшимъ, въ отношенш къ

чужимъ интересамъ, къ необходимому и одинаково для всЬхъ желан­

ному порядку, къ неприкосновенности чужой собственности, святости

чужого права, и проч , и проч. Все, хорошее и дурное, что сделано

будетъ въ томъ или другомъ направленш въ детстве, особенно же въ

воспршмчивыхъ крестьянскихъ дЬтяхъ, — все это сторицею принесетъ

соответствующее плоды въ жизни. Учитель школы ни на минуту не

долженъ забывать, что народная школа, при настоящемъ положенш

семьи народной, можетъ и должна воспитывать своихъ учениковъ и въ

классе во время уроковъ, и во время перемгЬнъ между уроками, до и

после классвыхъ занятш, во время школьныхъ игръ, во время празд-

ничныхъ прогулокъ въ поле, въ л'Ъсъ, и проч., и проч. Душа детей

открыта и воспршмчива, крестьянскш дети необыкновенно чувствительны

къ доброму слову, къ искреннему чувству, къ доброму внушешю.

Въ д'Ьл'Ь воспитанш подростающихъ поколгЬшй, въ дйл'Ь созиданш

такой или иной ихъ будущности на современной школе народной и на

учителе народномъ лежитъ великая ответственность— и передъ совре­

менниками, и передъ потомствомъ. Зпачеше скромнаго, но важнаго

труда народнаго учителя признается всеми, и его деятельность въ томъ

или въ другомъ направленш оценивается и теперь, еще более будетъ

оценена въ будущемъ. Мы, учителя, редко и недостаточно глубоко

вдумываемся въ велпкш и святыя слова, говорящш о страшномъ для

каждаго изъ насъ суде: „я былъ голоденъ и хотЬлъ пить, и вы меня

не накормили и не напоили; былъ въ темнице, — и не посетили*..•

Судъ этотъ страшенъ еще и потому, что на немъ нельзя ничемъ оправ­

даться,— ни тяготою личной жизни, никакими посторонними влшвшми:

учитель самъ избираетъ свое дбло, самъ можетъ и отказаться отъ него,

переменить его на другое, быть можетъ, более выгодное для него... И

этотъ страшный судъ наступаетъ для учителя и при его жизни, и

тотчасъ же после его смерти... На меня лично произвело, между про-

чимъ, огромное впечатленш чествованш памяти покойнаго директора

учительской семинарш Шалфеева— слушателями курсовъ, въ большин­

стве его учениками, . Несомненно, что честный трудъ этого честнаго

воспитателя-наставника воспиталъ въ своихъ питомцахь не только

благородное чувство благодарности, но и возрастилъ въ нихъ добрыя,