—
174
—
Въ заключены нашей беседы о руководствахъ и пособыхъ, за-
м4тимъ, что современная педагогическая мысль работаетъ главнымъ
образомъ надъ установлешемъ надлежащихъ отношены между формаль
ными и реальными задачами обучены родному языку, надъ правиль-
нымъ онред'Ьлешемъ того, что есть и должно быть жизненно-воспиты-
вающаго въ этомъ предмете, въ какой последовательности и посте-
пеннности обработать и распределить весь избранный учебный мате-
рылъ.
Дополнительные классы при народной шко/rfe.
Мы не находимъ правильнымъ существующее въ школьной прак
тике названы вечернихъ и воскресныхъ заняты при школахъ
повто
рительными
классами и полагаемъ, что назван
\е—дополнительные
классы наиболее отвечаетъ существу дела.
Вечершя и воскресеыя заняты хотя и существуютъ въ значи-
тельномъ количестве, по они не имеютъ до сихъ поръ пи надлежа
щей организащи, ни плановъ программъ заняНй.
Очень нередко на вечерше и воскресные классы принимаются
дети, не нашедшы себе места въ школе за теснотою помещены,
они подготовляются къ поступлешю въ школу на будущ!й годъ. По
нятно само собою, что гораздо правильнее и во всехъ отношеныхъ
лучше было бы увеличить число нормальныхъ гаколъ и классныхъ отде
лены при нихъ па столько, чтобы двери нормальной школы не были
бы закрыты для всякаго, кто постучится въ эти двери.
Часто случается, что въ вечернихъ и воскресныхъ классахъ учат*
ся ученики нормальной школы для лучшаго приготовлены ихъ къ экза
мену: это указываетъ на недостатокъ времени въ курсе нормальной
школы для правильнаго и полнаго разрешены всехъ эадачъ, и было
бы гораздо лучше, если бы курсъ нормальной школы продолжался
вместо трехъ—четыре года.
Наиболее жалательными и необходимыми нужно признать допол
нительные къ школе классы для
подростковъ
и
взрослыхъ
- а) негра-
мотныхъ и полуграмотныхъ и б) окончившихъ курсъ народной школы
и желающихъ восполнить свое образованы.
Говоря о техъ и другихъ, мы будемъ иметь въ виду исключи
тельно цели общеобразовательная учены: профеесынальное образованы,
въ какой бы то ни было степени, не будетъ по силамъ народному
учителю нормальной школы,—оно требуетъ особыхъ спещалистовъ этого