—
184
—
требователышмъ и совершенно безиристрастнымъ. Будьте строги, но
равно для вс’Ьхъ справедливы, закономерны, — и дети васъ будутъ и
любить и уважать.
Люди знаютъ два средства управлять другими, подчинять чужую
волю своей,— это — или страхомъ передъ наказаными и стремлевымъ
получать награди за послушание,
или
же — уб'Ьждешемъ въ разумной
необходимости повиновение добровольно-охотнымъ подчинетемъ нрав
ственной силе другого, силе любви къ нему, расположены, влечены:
силы второго рода въ воспитательномъ отношены бол'Ье мощны, онгЬ
вернее приводятъ къ цели, и действю ихъ несравненно болЬе продол
жительно, Образцомъ власти для учителя, въ лучшихъ своихъ воздМ-
ствыхъ, должна служить власть разумно любящихъ матери и отца; вы
соки мъ идеаломъ для подражания долженъ послужить велиый и свя
той Образъ любвесбильнаго Наставника и Сердцеведца— Богочеловека.
Различенъ бываетъ и интересъ къ школьнымъ занятыми: интересъ
наружный, кажущыся, интересъ, вызываемый принуждешемъ и соот
ветствующими принудительными мерами, и другой — натуральный инте
ресъ, вытекающш изъ добровольнаго естественнаго влеченья къ предме
ту учены, къ занятыми вообще. Насильно нельзя сделать человека ни
умнымъ, ни добрымъ, ни даже знающимъ, и самыя стропя наказаны
могутъ привести лишь къ отрицательнымъ результатамъ. Возбудить
интересъ и охоту къ саморазвитие, къ духовной деятельности вообще,
возможно только при условы разумнаго и целесообразна^) воздЬйствы
на мысль и чувство другого, на привлечете его къ самодеятельности
въ мысляхъ и въ чувствахъ. Человекъ (взрослыя и ребенокъ) не боит
ся никакого труда и охотно принимаетъ его на себя, если видитъ его
разумную цель, сознаетъ и чувствуетъ его результаты, живетъ чело
веческою жизнью въ минуты исполнены этого труда, испытываетъ на
Своемъ собственномъ опыте и неизбежный тяготы труда, и чистыя ра
дости преодолены препятствы, торжество успеха, которыми онъ обя-
занъ своему собственному напряжент, своей настойчивости. Не верь
те и не придавайте никакой цены въ воспитательномъ отношены при
нужденному страхомъ наказаны; или ожидашемъ награды интересу,
постарайтесь развить въ вашихъ детяхъ интересъ къ пршбретенно зпа-
нШ, къ преодоленпо трудностей, интересъ къ естественной для чело
века духовной жизнедеятельности, — и вы заложите въ вашихъ ученн-
кахъ основы для далънейшаго духовнаго саморазвиты. Духовный ростъ
для каждаго человека такая естественная потребность, какъ и ростъ
фазичестй, и воспитатель можетъ въ томъ и въ другомъ отношены