Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  192 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 192 / 308 Next Page
Page Background

184

требователышмъ и совершенно безиристрастнымъ. Будьте строги, но

равно для вс’Ьхъ справедливы, закономерны, — и дети васъ будутъ и

любить и уважать.

Люди знаютъ два средства управлять другими, подчинять чужую

волю своей,— это — или страхомъ передъ наказаными и стремлевымъ

получать награди за послушание,

или

же — уб'Ьждешемъ въ разумной

необходимости повиновение добровольно-охотнымъ подчинетемъ нрав­

ственной силе другого, силе любви къ нему, расположены, влечены:

силы второго рода въ воспитательномъ отношены бол'Ье мощны, онгЬ

вернее приводятъ къ цели, и действю ихъ несравненно болЬе продол­

жительно, Образцомъ власти для учителя, въ лучшихъ своихъ воздМ-

ствыхъ, должна служить власть разумно любящихъ матери и отца; вы­

соки мъ идеаломъ для подражания долженъ послужить велиый и свя­

той Образъ любвесбильнаго Наставника и Сердцеведца— Богочеловека.

Различенъ бываетъ и интересъ къ школьнымъ занятыми: интересъ

наружный, кажущыся, интересъ, вызываемый принуждешемъ и соот­

ветствующими принудительными мерами, и другой — натуральный инте­

ресъ, вытекающш изъ добровольнаго естественнаго влеченья къ предме­

ту учены, къ занятыми вообще. Насильно нельзя сделать человека ни

умнымъ, ни добрымъ, ни даже знающимъ, и самыя стропя наказаны

могутъ привести лишь къ отрицательнымъ результатамъ. Возбудить

интересъ и охоту къ саморазвитие, къ духовной деятельности вообще,

возможно только при условы разумнаго и целесообразна^) воздЬйствы

на мысль и чувство другого, на привлечете его къ самодеятельности

въ мысляхъ и въ чувствахъ. Человекъ (взрослыя и ребенокъ) не боит­

ся никакого труда и охотно принимаетъ его на себя, если видитъ его

разумную цель, сознаетъ и чувствуетъ его результаты, живетъ чело­

веческою жизнью въ минуты исполнены этого труда, испытываетъ на

Своемъ собственномъ опыте и неизбежный тяготы труда, и чистыя ра­

дости преодолены препятствы, торжество успеха, которыми онъ обя-

занъ своему собственному напряжент, своей настойчивости. Не верь­

те и не придавайте никакой цены въ воспитательномъ отношены при­

нужденному страхомъ наказаны; или ожидашемъ награды интересу,

постарайтесь развить въ вашихъ детяхъ интересъ къ пршбретенно зпа-

нШ, къ преодоленпо трудностей, интересъ къ естественной для чело­

века духовной жизнедеятельности, — и вы заложите въ вашихъ ученн-

кахъ основы для далънейшаго духовнаго саморазвиты. Духовный ростъ

для каждаго человека такая естественная потребность, какъ и ростъ

фазичестй, и воспитатель можетъ въ томъ и въ другомъ отношены