Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  191 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 191 / 308 Next Page
Page Background

188

nie членовъ общества къ стоящему во главе его лиду (къ учителю),

взаимный отношены членовъ другъ къ другу, отеошен1я старшихъ и

болгЬе сильныхъ къ младшиыъ и слабейшимъ (въ частности—мальчи-

ковъ къ д'Ьвочкамъ), отношены къ нравиламъ и порядкамъ, кои состав­

ляют!. неизменный законъ для всехъ, а въ томъ числе и для главы

и руководителя общины—для учителя; отношены къ чужой собствен­

ности, и въ частности къ собственности общественной, уважены къ

общественнымъ интересамъ и проч., и проч. Школьному учителю не­

обходимо строго и внимательно вдумываться во все, такъ называемый

„мелочи

“ обиходной школьной жизни, чтобы не пропустить случая

воспользоваться благопрытнымъ моментомъ для благотворныхъ воспи-

тательныхъ воздействш, чтобы не произвести на детей нежелательныхъ

впечатлен1й, не направить ихъ мысли и чувства въ нежелательную

сторону Если учитель считаем для себя обязательнымъ воспитывать

въ своемъ ученике разумное и доброе существо всею совокупностью

содержаны и формъ учебныхъ заняты,—въ такомъ случае опъ обязанъ

сделать своимъ орудымъ въ томъ же самомъ направлены и классную

дисциплину, и разные классные и внеклассные порядки школьной

жизни. Не имея времени коснуться въ подробностяхъ этого важнаго

вопроса, укажу здесь лишь на то, что имеем болЬе близкий и прак­

тически интересъ для моихъ слушателей.

Чтобы создать изъ своихъ учениковъ послушныхъ исполнителей

правилъ, порядковъ и вообще чужой воли, исполнителей не подневоль-

ныхъ, а сознательныхъ и добровольныхъ, исполнителей не за страхъ

только, но и за совесть, —учитель долженъ воздействовать наилучшимъ

(гуманнымъ и разумнымъ) способомъ на наилучпия стороны души че­

ловека. Учитель прежде всего долженъ самъ стоять на страже всехъ

установленныхъ общего школьною жизнью порядковъ и правилъ и не

требовать только отъ другихъ ихъ исполнены, но и самъ впереди дру-

гихъ имъ повиноваться, свято и ненарушимо ихъ исполнять. Учитель

свято исполняетъ во всемъ свои обязанности, требуетъ того же и отъ

другихъ; требуя полваго уважены къ своему праву,—онъ неуклонно

осуществляем на деле и право другого, хотя бы этотъ другой и былъ

его ученикъ, —малолетшй, но все же человекъ. Всякое нарушены

правъ слабаго со стороны сильнаго есть практически урокъ неуваже-

в1я и къ своимъ и чужимъ правамъ: ничто такъ не подрываетъ авто­

ритета власти и закона, ничто такъ не учитъ беззаконно, какъ нару­

шены закона власть имущимъ—учителемъ. Во всехъ своихъ отиоше-

ныхъ къ детлмъ учитель долженъ быть строгвмъ, по милостпвымъ,