188
—
nie членовъ общества къ стоящему во главе его лиду (къ учителю),
взаимный отношены членовъ другъ къ другу, отеошен1я старшихъ и
болгЬе сильныхъ къ младшиыъ и слабейшимъ (въ частности—мальчи-
ковъ къ д'Ьвочкамъ), отношены къ нравиламъ и порядкамъ, кои состав
ляют!. неизменный законъ для всехъ, а въ томъ числе и для главы
и руководителя общины—для учителя; отношены къ чужой собствен
ности, и въ частности къ собственности общественной, уважены къ
общественнымъ интересамъ и проч., и проч. Школьному учителю не
обходимо строго и внимательно вдумываться во все, такъ называемый
„мелочи
“ обиходной школьной жизни, чтобы не пропустить случая
воспользоваться благопрытнымъ моментомъ для благотворныхъ воспи-
тательныхъ воздействш, чтобы не произвести на детей нежелательныхъ
впечатлен1й, не направить ихъ мысли и чувства въ нежелательную
сторону Если учитель считаем для себя обязательнымъ воспитывать
въ своемъ ученике разумное и доброе существо всею совокупностью
содержаны и формъ учебныхъ заняты,—въ такомъ случае опъ обязанъ
сделать своимъ орудымъ въ томъ же самомъ направлены и классную
дисциплину, и разные классные и внеклассные порядки школьной
жизни. Не имея времени коснуться въ подробностяхъ этого важнаго
вопроса, укажу здесь лишь на то, что имеем болЬе близкий и прак
тически интересъ для моихъ слушателей.
Чтобы создать изъ своихъ учениковъ послушныхъ исполнителей
правилъ, порядковъ и вообще чужой воли, исполнителей не подневоль-
ныхъ, а сознательныхъ и добровольныхъ, исполнителей не за страхъ
только, но и за совесть, —учитель долженъ воздействовать наилучшимъ
(гуманнымъ и разумнымъ) способомъ на наилучпия стороны души че
ловека. Учитель прежде всего долженъ самъ стоять на страже всехъ
установленныхъ общего школьною жизнью порядковъ и правилъ и не
требовать только отъ другихъ ихъ исполнены, но и самъ впереди дру-
гихъ имъ повиноваться, свято и ненарушимо ихъ исполнять. Учитель
свято исполняетъ во всемъ свои обязанности, требуетъ того же и отъ
другихъ; требуя полваго уважены къ своему праву,—онъ неуклонно
осуществляем на деле и право другого, хотя бы этотъ другой и былъ
его ученикъ, —малолетшй, но все же человекъ. Всякое нарушены
правъ слабаго со стороны сильнаго есть практически урокъ неуваже-
в1я и къ своимъ и чужимъ правамъ: ничто такъ не подрываетъ авто
ритета власти и закона, ничто такъ не учитъ беззаконно, какъ нару
шены закона власть имущимъ—учителемъ. Во всехъ своихъ отиоше-
ныхъ къ детлмъ учитель долженъ быть строгвмъ, по милостпвымъ,