178
О над теш и школь землею. *)
Над’Ълеше школъ землею необходимо признать мерою весьма же
лательною. Значеше земельной собственности для школы можно при
равнять къ тому значение, какое им'Ьетъ церковная земля для церкви
и причта. Школа пршбрЬтетъ прочную осЬдлость и некоторое мате-
ркльное обезпечеше, учитель школы займете положены землевладель
ца, хотя бы и временнаго, и это положены и крепче привяжетъ его
къ школе и более сблизитъ съ сельскимъ населешемъ. Садъ и ого-
родъ при школе, хотя бы и небольшие по своимъ размерамъ, могутъ
оказать значительное воспитывающее воздействы на учениковъ. Это
облагообразить школу, придастъ ей более привлекательный видь и съ
внешней ея стороны, дастъ возможность устроить постоянную и при-
способленную площадку для игръ и заняты съ детьми па открытомъ
воздухе. Въ свободные часы отъ занятш ученики вместе съ учите-
лемъ могутъ выполнять и некоторый работы въ огороде и въ саду —
садить и ухаживать за растешями, поддерживать въ школьномъ зе-
мельномъ имуществе порядокъ и проч. Этотъ общы трудъ въ прило
жены къ школьной собственности можетъ, при известномъ влыны
учителя, воспитать въ детяхъ и полное уважены къ труду и къ свя
тости собственности, —какъ своей, такъ и чужой. Въ
своемъ
саду, и
въ
своемъ
цветнике, въ
своемъ
огороде гораздо легче будетъ показать
и прымы ухода за растешями, и сообщить разныя познаны о жизни
растешй. При благопрштныхъ условыхъ школа съ ея садомъ и ого-
родомъ можетъ сделаться второго семьею, но семьею культурною—съ
умственнымъ и физическимъ трудомъ, разумными и добрыми взаим
ными отношешями работпиковъ.
Признавая за школьною земельною собственностью доброе
воспи
тательное
значеше, нужно вовсе отказаться отъ той неосуществимой
мысли, что школьный садъ и огородъ могутъ служить образцомъ для
крестьянина, что черезъ школу этимъ путемъ можно провести въ
крестьянскую жизнь усовершенствованную земледельческую культуру.
Народная школа прежде всего должна разрешить свои общеобра-
зовательныя задачи, а и для этого она не имеетъ пока въ своемъ рас-
поряженш достаточно времени. Полезно, время отъ времени, занимать
ся въ свободныя минуты въ цветнике, въ саду и въ огороде, но по
стоянный и неослабный уходъ за ними значительно сократилъ бы вре-
*) Въ собес/Ьдованщ по этому вопросу принимали учасЦе наблюдатель и руководители
курсовъ, инспектора пародныхъ училищъ, слушатели курсовъ, члены земскихъ управъ и учи-
лищныхъ сов'Ьтовъ.