Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  186 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 186 / 308 Next Page
Page Background

178

О над теш и школь землею. *)

Над’Ълеше школъ землею необходимо признать мерою весьма же­

лательною. Значеше земельной собственности для школы можно при­

равнять къ тому значение, какое им'Ьетъ церковная земля для церкви

и причта. Школа пршбрЬтетъ прочную осЬдлость и некоторое мате-

ркльное обезпечеше, учитель школы займете положены землевладель­

ца, хотя бы и временнаго, и это положены и крепче привяжетъ его

къ школе и более сблизитъ съ сельскимъ населешемъ. Садъ и ого-

родъ при школе, хотя бы и небольшие по своимъ размерамъ, могутъ

оказать значительное воспитывающее воздействы на учениковъ. Это

облагообразить школу, придастъ ей более привлекательный видь и съ

внешней ея стороны, дастъ возможность устроить постоянную и при-

способленную площадку для игръ и заняты съ детьми па открытомъ

воздухе. Въ свободные часы отъ занятш ученики вместе съ учите-

лемъ могутъ выполнять и некоторый работы въ огороде и въ саду —

садить и ухаживать за растешями, поддерживать въ школьномъ зе-

мельномъ имуществе порядокъ и проч. Этотъ общы трудъ въ прило­

жены къ школьной собственности можетъ, при известномъ влыны

учителя, воспитать въ детяхъ и полное уважены къ труду и къ свя­

тости собственности, —какъ своей, такъ и чужой. Въ

своемъ

саду, и

въ

своемъ

цветнике, въ

своемъ

огороде гораздо легче будетъ показать

и прымы ухода за растешями, и сообщить разныя познаны о жизни

растешй. При благопрштныхъ условыхъ школа съ ея садомъ и ого-

родомъ можетъ сделаться второго семьею, но семьею культурною—съ

умственнымъ и физическимъ трудомъ, разумными и добрыми взаим­

ными отношешями работпиковъ.

Признавая за школьною земельною собственностью доброе

воспи­

тательное

значеше, нужно вовсе отказаться отъ той неосуществимой

мысли, что школьный садъ и огородъ могутъ служить образцомъ для

крестьянина, что черезъ школу этимъ путемъ можно провести въ

крестьянскую жизнь усовершенствованную земледельческую культуру.

Народная школа прежде всего должна разрешить свои общеобра-

зовательныя задачи, а и для этого она не имеетъ пока въ своемъ рас-

поряженш достаточно времени. Полезно, время отъ времени, занимать­

ся въ свободныя минуты въ цветнике, въ саду и въ огороде, но по­

стоянный и неослабный уходъ за ними значительно сократилъ бы вре-

*) Въ собес/Ьдованщ по этому вопросу принимали учасЦе наблюдатель и руководители

курсовъ, инспектора пародныхъ училищъ, слушатели курсовъ, члены земскихъ управъ и учи-

лищныхъ сов'Ьтовъ.