175
—
д’Ьла,—иначе будетъ дЬлаться „
что-нибудь„
и „какъ-нибудь“, или,
лучше сказать, ничего не будетъ делаться. Для достиженья професшо-
нальныхъ цг6лей нужно созидать, на основ!; общеобразовательныхъ
нормальныхъ школъ—профессшнальвыя школы, или же устраивать
спепдальныя, черезъ просвгЬщепныхъ мастеровъ своего дГла, временныя
беседы, лекцш и проч. т. п.
Занятш съ неграмотными и полуграмотными подростками и взрос
лыми должны во многомъ отличаться отъ занятш въ нормальной школ'Ь:
времени зд'Ьсь мало, и взрослые ученики всегда стремятся получить
самонужнейшее для нихъ въ возможно короткий срокъ. Укажемъ на
главн'Ьйшш особенности .занятий въ классахъ для неграмотныхъ взрослыхъ.
Главная задача занятш—научить учениковъ грамогЬ и счисленш
(мы будемъ говорить зд'Ьсь лишь о чтенш, письмЬ и ариометик'Ё, такъ
какъ Законъ Божш находится въ вБдЬн!и законоучителя). Подготови
тельный звуковыя и графическш упражненш и зд'Ьсь необходимы, но
учитель постарается возможно сократить ихъ, чтобы носкорЬе присту
пить къ самому письму и чтевпо. Если занятш ведутся только по
праздникамъ, тогда можетъ явиться необходимость учить письму от
дельно отъ чтенш, и сначала преодолеть одну трудность, а потомъ
уже и другую.
Нужно имЬть въ виду, что взрослые ученики болЬе всего охотно
исполпяютъ всякую
механическую
работу (они, напримЬръ, съ особен
ного любовью могутъ терпеливо писать сотни разъ, въ течете двухъ
часовъ подъ рядъ, одну и ту же букву), и учителю будетъ стоить не
малаго труда ввести въ ихъ занятш сознательность и разумность, и на
этомъ нужно настаивать съ первыхъ же шаговъ обученш,
Пройдя безъ излишнихъ замедленш азбуку, учитель переходить къ
упражвеншмъ въ сознательномъ чтенш и письмЬ.
Матершлъ для чтенш, предназначаемый для дЬтей, не всегда удо-
бенъ для взрослыхъ: лучше всего останавливаться съ последними на
толковомъ чтенш разсказовъ изъ св. исторш (преимущественно—ново
заветной), доступныхъ и
жизненныхъ
нравоучительныхъ статей, очер-
ковъ по исторш, географш, естествознашю, гипенЬ, законов'ЬдГнйо.
Наибольшую цЬну въ глазахъ взрослыхъ учениковъ будутъ имЬть тЬ
статьи и тЬ толкованш учителя, какш находятъ себЬ непосредствен
ное примкнете къ жизни,—Изъ книгъ для чтенш послЬ азбуки мы
рекомендовали бы книги для чтенш гр. Л. Н. Толстого и Beumie
Всходы ч. 2 и 3, —Рядомъ съ этимъ необходимо вести чтенш отдЬль-
ныхъ брошюръ и вообще небольшихъ по объему книгъ.