Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  183 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 183 / 308 Next Page
Page Background

175

д’Ьла,—иначе будетъ дЬлаться „

что-нибудь„

и „какъ-нибудь“, или,

лучше сказать, ничего не будетъ делаться. Для достиженья професшо-

нальныхъ цг6лей нужно созидать, на основ!; общеобразовательныхъ

нормальныхъ школъ—профессшнальвыя школы, или же устраивать

спепдальныя, черезъ просвгЬщепныхъ мастеровъ своего дГла, временныя

беседы, лекцш и проч. т. п.

Занятш съ неграмотными и полуграмотными подростками и взрос­

лыми должны во многомъ отличаться отъ занятш въ нормальной школ'Ь:

времени зд'Ьсь мало, и взрослые ученики всегда стремятся получить

самонужнейшее для нихъ въ возможно короткий срокъ. Укажемъ на

главн'Ьйшш особенности .занятий въ классахъ для неграмотныхъ взрослыхъ.

Главная задача занятш—научить учениковъ грамогЬ и счисленш

(мы будемъ говорить зд'Ьсь лишь о чтенш, письмЬ и ариометик'Ё, такъ

какъ Законъ Божш находится въ вБдЬн!и законоучителя). Подготови­

тельный звуковыя и графическш упражненш и зд'Ьсь необходимы, но

учитель постарается возможно сократить ихъ, чтобы носкорЬе присту­

пить къ самому письму и чтевпо. Если занятш ведутся только по

праздникамъ, тогда можетъ явиться необходимость учить письму от­

дельно отъ чтенш, и сначала преодолеть одну трудность, а потомъ

уже и другую.

Нужно имЬть въ виду, что взрослые ученики болЬе всего охотно

исполпяютъ всякую

механическую

работу (они, напримЬръ, съ особен­

ного любовью могутъ терпеливо писать сотни разъ, въ течете двухъ

часовъ подъ рядъ, одну и ту же букву), и учителю будетъ стоить не

малаго труда ввести въ ихъ занятш сознательность и разумность, и на

этомъ нужно настаивать съ первыхъ же шаговъ обученш,

Пройдя безъ излишнихъ замедленш азбуку, учитель переходить къ

упражвеншмъ въ сознательномъ чтенш и письмЬ.

Матершлъ для чтенш, предназначаемый для дЬтей, не всегда удо-

бенъ для взрослыхъ: лучше всего останавливаться съ последними на

толковомъ чтенш разсказовъ изъ св. исторш (преимущественно—ново­

заветной), доступныхъ и

жизненныхъ

нравоучительныхъ статей, очер-

ковъ по исторш, географш, естествознашю, гипенЬ, законов'ЬдГнйо.

Наибольшую цЬну въ глазахъ взрослыхъ учениковъ будутъ имЬть тЬ

статьи и тЬ толкованш учителя, какш находятъ себЬ непосредствен­

ное примкнете къ жизни,—Изъ книгъ для чтенш послЬ азбуки мы

рекомендовали бы книги для чтенш гр. Л. Н. Толстого и Beumie

Всходы ч. 2 и 3, —Рядомъ съ этимъ необходимо вести чтенш отдЬль-

ныхъ брошюръ и вообще небольшихъ по объему книгъ.