Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  181 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 181 / 308 Next Page
Page Background

— 173 —

усвоеше, въ научной системЬ, грамматической термипологы, граммати-

ческихъ определены и правилъ, и выучки твердо, безъ запинки,

дчь-

лать

такъ называемый

„грамматическт разборъ“

„по членамъ пред­

ложена и по частямъ рпчи“.

Подъ усвоешемъ правопиеашя разуме­

лось заучиваше правилъ правопиеашя, а единетвеннымъ средствомъ

для усвоены ореографическихъ навыковъ признавались списываше и

диктовка (необходимое и законное наслЗдое буквослагательнаго метода

обучены). „Новая школа" прежде всего въ значительной мере сокра­

тила матертлъ грамматическт, исключивъ изъ своей программы мно­

гое изъ того, что безусловно превышаетъ силы разумены ученика; она,

дал^е, распределила весь матертлъ концентрически, по степени его

трудности, соответственно ступенямъ развиты ученика; и, наконецъ,

центръ тяжести грамматическаго учены она поставила не въ заучива-

ны терминолоии определены и правилъ, а въ усвоены

понятгй

, со-

ставдяемыхъ ученикомъ на основаны непосредственныхъ наблюденШ

надъ живою речью и разпообразныхъ унражневы въ определены и

образованы формъ живого языка. Ороографичесме навыки достигаются

отчасти теми же грамматическими упражнеными, и отчасти и воздей­

ствиями на слухъ и глазъ, а самое главное —сознательнымъ отношеш-

емъ къ речи, къ еящнутреннему содержант.

Соответственно этимъ двумъ направленымъ въ постановке грам­

матическаго учены разделяются на две группы и все учебники по

этому предмету. Учебники стараго типа предлагаютъ ученикамъ, въ

более или менее строгой научной системе, грамматическт определены

и правила,—какъ матертлъ для заучиваны. Какъ образчикъ этого ро­

да руководствъ можно указать на руководство Поливанова, Кирпични­

кова и друг. Учебники второго типа излагаютъ грамматическт мате­

ртлъ въ

педагогической

системе—концетрическими кругами, даютъ це­

лесообразно избранный матертлъ для наблюденШ, предлагаютъ разно­

образный задачи для упражненш въ определены и образованы словес-

ныхъ формъ. Изъ учебпиковъ этого рода укажемъ на „Родное Слово"

Ушинскаго, годъ третий, на учебники Д. И. Тихомирова— „Начатки

грамматики", „Элементарный курсъ грамматики" и „Азбука правопи­

саны" ч. 1 и 2, на руководство Бунакова, Пуцыковича и друг. За

всемъ темъ, народная школа не имеетъ еще до еихъ поръ вполне

подходящаго къ ея требовашямъ руководства, по которому ученикъ,

безъ излишней затраты времени, научился бы правописанш

безъ грам­

матики,

или же по крайней] мере при самомъ меныпемъ количестве

знанШ но этому трудному по своей отвлеченности предмету.