— 173 —
усвоеше, въ научной системЬ, грамматической термипологы, граммати-
ческихъ определены и правилъ, и выучки твердо, безъ запинки,
дчь-
лать
такъ называемый
„грамматическт разборъ“
—
„по членамъ пред
ложена и по частямъ рпчи“.
Подъ усвоешемъ правопиеашя разуме
лось заучиваше правилъ правопиеашя, а единетвеннымъ средствомъ
для усвоены ореографическихъ навыковъ признавались списываше и
диктовка (необходимое и законное наслЗдое буквослагательнаго метода
обучены). „Новая школа" прежде всего въ значительной мере сокра
тила матертлъ грамматическт, исключивъ изъ своей программы мно
гое изъ того, что безусловно превышаетъ силы разумены ученика; она,
дал^е, распределила весь матертлъ концентрически, по степени его
трудности, соответственно ступенямъ развиты ученика; и, наконецъ,
центръ тяжести грамматическаго учены она поставила не въ заучива-
ны терминолоии определены и правилъ, а въ усвоены
понятгй
, со-
ставдяемыхъ ученикомъ на основаны непосредственныхъ наблюденШ
надъ живою речью и разпообразныхъ унражневы въ определены и
образованы формъ живого языка. Ороографичесме навыки достигаются
отчасти теми же грамматическими упражнеными, и отчасти и воздей
ствиями на слухъ и глазъ, а самое главное —сознательнымъ отношеш-
емъ къ речи, къ еящнутреннему содержант.
Соответственно этимъ двумъ направленымъ въ постановке грам
матическаго учены разделяются на две группы и все учебники по
этому предмету. Учебники стараго типа предлагаютъ ученикамъ, въ
более или менее строгой научной системе, грамматическт определены
и правила,—какъ матертлъ для заучиваны. Какъ образчикъ этого ро
да руководствъ можно указать на руководство Поливанова, Кирпични
кова и друг. Учебники второго типа излагаютъ грамматическт мате
ртлъ въ
педагогической
системе—концетрическими кругами, даютъ це
лесообразно избранный матертлъ для наблюденШ, предлагаютъ разно
образный задачи для упражненш въ определены и образованы словес-
ныхъ формъ. Изъ учебпиковъ этого рода укажемъ на „Родное Слово"
Ушинскаго, годъ третий, на учебники Д. И. Тихомирова— „Начатки
грамматики", „Элементарный курсъ грамматики" и „Азбука правопи
саны" ч. 1 и 2, на руководство Бунакова, Пуцыковича и друг. За
всемъ темъ, народная школа не имеетъ еще до еихъ поръ вполне
подходящаго къ ея требовашямъ руководства, по которому ученикъ,
безъ излишней затраты времени, научился бы правописанш
безъ грам
матики,
или же по крайней] мере при самомъ меныпемъ количестве
знанШ но этому трудному по своей отвлеченности предмету.