—
172
славяескаго чтены сделался въ посл'Ьдннее время обязательною при
надлежностью каждой азбуки и каждой книги для класснаго чтены,
предназначаемыя для народной школы. Но нужно заметить, что по
большей части требоваше это выполняется только съ формальной лишь
стороны, и составители книгъ для класснаго чтешя мало что внесли
въ разработку вопроса, чему и какъ учить па урокахъ церковносла-
вянскаго чтешя.
И русское, и церковнославянское чтеше иресл'Ьдуетъ однгЬ и гЬ
же
Ц’Ь л и ,
и церковнославянская книга должна быть обработана, по
существу, на т£хъ же педагогическихъ основахъ, какъ и русская кни
га для класснаго чтешя, т. е. она должна дать целесообразно подо
бранный и последовательно расположенный матерылъ для упражненш
не только въ механическомъ, но и толковомъ чтеши, для познаны
языка церковнаго—не только со стороны его формъ, но и воспиты-
вающаго содержапы. Классная книга для церковнославянскаго чтешя
должна, въ конце концовъ, ввести ученика въ понимаше прежде все
го Евангелы, а затемъ и богослужены и вообще книгъ церковныхъ *).
Нужно заметить, что вопросъ о правильной постановке въ шко-
лахъ церковнославянскаго чтешя не пользуется у насъ соотвЬтству-
ющимъ важности предмета внимашемъ.
Отсутствш педагогической точки зренш въ постановке предметовъ
школьнаго учены крайне невыгодно отражается до сихъ поръ въ обу
чены грамматике и правописашю. Въ дореформенномъ учены эти два
предмета, после механическаго усвоены процессовъ чтешя и письма,
почитались единственными, исчерпывающими собою
грусстй языкъ
“,
какъ прсдметъ школьнаго учены. И въ настоящее время продолжается
(если не въ теоры, то на практике) глухая
пассивная
борьба грамма-
тическаго направлены школы съ направлсшемъ жизненнымъ: чему
учить главнымъ образомъ въ народной школе, —грамматике съ право*
писавюмъ или же давать жизненныя знашя и впечатлены, примени
мые къ жизни навыки и уменья? Пассивно сопротивляясь последнему
направленш, школа, по рутинной привычке, не редко стремится дер
жаться старины.
И въ самой постановке названныхъ предметовъ учены суще-
ствуетъ огромная разница въ дореформенной и новой школе. Въ ста
рину, а не редко и теперь, подъ грамматическимъ учешемъ разумелось
*)
Подробное изложена этого вопрэса см. въ Руководств^ для учителя къ книг$ для
церковнославянскаго чтенш Д. И. Тихомирова.