Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  180 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 180 / 308 Next Page
Page Background

172

славяескаго чтены сделался въ посл'Ьдннее время обязательною при­

надлежностью каждой азбуки и каждой книги для класснаго чтены,

предназначаемыя для народной школы. Но нужно заметить, что по

большей части требоваше это выполняется только съ формальной лишь

стороны, и составители книгъ для класснаго чтешя мало что внесли

въ разработку вопроса, чему и какъ учить па урокахъ церковносла-

вянскаго чтешя.

И русское, и церковнославянское чтеше иресл'Ьдуетъ однгЬ и гЬ

же

Ц’Ь л и ,

и церковнославянская книга должна быть обработана, по

существу, на т£хъ же педагогическихъ основахъ, какъ и русская кни­

га для класснаго чтешя, т. е. она должна дать целесообразно подо­

бранный и последовательно расположенный матерылъ для упражненш

не только въ механическомъ, но и толковомъ чтеши, для познаны

языка церковнаго—не только со стороны его формъ, но и воспиты-

вающаго содержапы. Классная книга для церковнославянскаго чтешя

должна, въ конце концовъ, ввести ученика въ понимаше прежде все­

го Евангелы, а затемъ и богослужены и вообще книгъ церковныхъ *).

Нужно заметить, что вопросъ о правильной постановке въ шко-

лахъ церковнославянскаго чтешя не пользуется у насъ соотвЬтству-

ющимъ важности предмета внимашемъ.

Отсутствш педагогической точки зренш въ постановке предметовъ

школьнаго учены крайне невыгодно отражается до сихъ поръ въ обу­

чены грамматике и правописашю. Въ дореформенномъ учены эти два

предмета, после механическаго усвоены процессовъ чтешя и письма,

почитались единственными, исчерпывающими собою

грусстй языкъ

“,

какъ прсдметъ школьнаго учены. И въ настоящее время продолжается

(если не въ теоры, то на практике) глухая

пассивная

борьба грамма-

тическаго направлены школы съ направлсшемъ жизненнымъ: чему

учить главнымъ образомъ въ народной школе, —грамматике съ право*

писавюмъ или же давать жизненныя знашя и впечатлены, примени­

мые къ жизни навыки и уменья? Пассивно сопротивляясь последнему

направленш, школа, по рутинной привычке, не редко стремится дер­

жаться старины.

И въ самой постановке названныхъ предметовъ учены суще-

ствуетъ огромная разница въ дореформенной и новой школе. Въ ста­

рину, а не редко и теперь, подъ грамматическимъ учешемъ разумелось

*)

Подробное изложена этого вопрэса см. въ Руководств^ для учителя къ книг$ для

церковнославянскаго чтенш Д. И. Тихомирова.