Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  179 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 179 / 308 Next Page
Page Background

171 —

для класснаго чтены, какъ и все школьное учены, не можетъ пола­

гать въ свою основу той или другой, хотя бы и вполне благонамерен­

ной но времени и обстоятельствами предвзятой тенденцы; и книга и

школа должны класть въ свою основу

не временное

,

а вгьчное,

овгЬ

должны быть чужды

парттности

, односторонности, исключительности:

общечелов'Ьчесше духовные интересы ученика, его истинное просвеще­

ны въ широкомъ смысле слова—вотъ единственная основа для постро­

ены! школы и программы ея учены.

Какъ въ русскоиъ чтены, такъ и въ церковнославянскомъ глав­

ною и почти единственною задачею учены полагалось усвоены одного

лишь процесса чтены—безъ всякаго усвоены содержанш,—безъ вся-

каго стремлены обогатиться новыми светлыми мыслями, возвышенными

и святыми чувствами, чтобы, воплощая ихъ въ своей личной жизни,—■

и темъ самымъ приблизить себя къ высокому идеалу христианина. Ме-

ханическш процессъ безсознательнаго чтен1я (какъ и механически

процессъ въ молитве) самъ по себе почитался святымъ деломъ, освя-

щающимъ и нросвещающимъ чтеца. Последнею ступенью совершенства

въ церковномъ чтены ставилось пр1обретен1е такого уменья, которое

давало бы право на участы въ церковномъ богослужевы, почему бого­

служебный книги и были главнымъ предметомъ изучены. Со временъ

Владим1ра и Ярослава и почти до нашихъ дней единственными руко*

водствами при обучены церковнославянскому чтение служили после

азбуки Часословъ и Псалтирь (не Евангелш,—его нужно знать лишь

священнику...), которые и выучивались наизусть. Только со времени

возвикновены

земской

народной школы названный руководства были

заменены Евангелымъ, какъ первоисточникомъ христшнскаго учены,

главнезшимъ жизненнымъ руководствомъ въ жизненной деятельности

каждаго христианина. Но эта священная книга для многихъ и въ на­

стоящее даже время кажется трудною и непосильною, какъ предметъ

школьнаго учены...

Но здравыя педагогически мысли не могли не коснуться и этой

важной области школьнаго учены, и вопросъ о книге для упражнешй

въ церковнославянскомъ чтены,—вопросъ чему и какъ учить въ этомъ

предмете,—подвергнутъ былъ обсужденш и надлежащей разработке.

Результатомъ этихъ работъ явились педагогически обраоотанвые сбор-

пики для класснаго чтены, каковы—„Книга для церковнославянскаго

чтены“ ч. 1-я и 2-я Д. И Тихомирова, съ руководствомъ при ней

для учителя, книга Грушевскаго и друг. Матершлъ для церковно-