-
170
—
внакомятъ съ отношении
человпка къ человгьку,
съ отношеными
чело-
вгька къ самому себтъ,
что должно бы было занимать добрую половину
программы всего школьнаго учены (пемногы статьи этого рода раз-
сЬяны въ разныхъ отделахъ, съ которыми не им'Ьютъ ничего общаго
по своему содержанш). Ушинскы не усп'Ьлъ дать намъ последней части
Родного Слова, и мы не им'Ьемъ въ его книгахъ географическаго и
историческаго отдела, нгЬтъ св'Ьд'Ьн!!!: изъ общественпаго и государствеп-
паго устройства, изъ общественной и государственной нашей жизни.
Бол'Ье или меп'Ье полную и законченную
обработку программы
содержанья
книги для
народной школы
далъ Бунаковъ въ своей кни
ге—„Въ школе и домак. Книга Бунакова решила задачу полнее и
правильнее и „Детскаго Mipa“ Ушинскаго, и книги для чтены Водо
возова, не говоря уже о книге барона Корфа. Стоя по своимъ внут-
реннимъ достоинствамъ значительно ниже Родного Слова, книги Буна
кова не восполпяютъ собою пробЬловъ Родного Слова, но во всякомъ
случай онЪ займутъ у насъ почетное место въ исторы книги для клас-
снаго чтены.
По причинамъ, понятнымъ для каждаго, мы не можемъ зд'Ьсь вхо
дить въ оценку своихъ книгъ—„Вешше
Вс х о дыНаши взгляды на
задачи и средства школьнаго учены достаточно выяснены въ предше-
ствующихъ бесЬдахъ; мы старались также установить и
программу
со-
держаны книги для класснаго чтены. Въ дополнены къ этому замгЬ-
тимъ лишь, что
человгькъ и природа
, или лучше— челов'Ькъ въ своихъ
отношеныхъ къ природе, къ другому человеку, къ общественнымъ
группамъ людей и къ самому себе—вотъ, по нашему мн'Ьню, содер
жите книги для класснаго чтены, вотъ основа для распределены ста
тей для чтены. Исходя изъ этихъ соображены, мы и расположили въ
трехъ концентрическихъ кругахъ весь собранный нами, доступный дгЬ-
тямъ матерылъ, дающы и знаны, и впечатлены, —образующая и вос
питывающая ученика, какъ первую основу для его просвещены, какъ
первую ступень, необходимую для дальнейшаго его духовнаго жизнен-
наго роста въ познаны природы, человека, самого себя, въ его ум-
ственномъ и нравственномъ развиты. Школа готовитъ человека къ
жизни, и она должна дать основы и зародыши для дальнейшаго его
духовнаго развиты: школа —это приготовительный классъ жизни, и
какъ таковой, она должна заключать въ себе все общечеловечески
элементы для дальнейшей духовной жизни.
Мы не будемъ останавливаться здесь на книгахъ новейшаго вре
мени, на которыхъ отразилось влыны текущей нашей жизни: книга