—
169
—
прыбревшая громкую известность книга Ушинскаго —„Родное слово",
ч. I и II, представившая собою значителыгЬйпйя поправки и дополне
ны къ идее его же книги —„ДетскШ Млръ“. Хотя „Родное Слово" и
предназначено авторомъ для интеллигентной семьи, но оно тотчасъ же
получило небывало широкое и притомъ вполне заслуженное распро
странено у насъ не только во всЬхъ семьяхъ, но и во всЬхъ началь-
ныхъ школахъ —деревенскихъ и городскихъ, крестьянскихъ и барскихъ.
И действительно, заслуги Родного Слова огромны. Родное Слово —
первая у насъ книга, правильно поставившая и правильно разрешившая
вопросъ объ обучены родному языку — съ его
формальной
стороны.
Книга эта наметила и рядъ разумныхъ упражненш (устныхъ и пись-
менныхъ) для развиты въ ребенке
дара слова.
Родное Слово ставитъ
необходимьшъ условгемъ успеховъ въ учены здоровый,
активный ин-
тересъ
ученика къ предметами учены и удачно осуществляетъ выбо-
ромъ и обработкой содержаны идею
наглядности
въ обучены. Авторъ
не довели до конца своего труда и не далъ нами последней части
Родного Слова, какъ предполагали это сделать, почему и первоначаль
ный
курсъ
языка остался въ его труде незаконченными. (Третья часть
Родного Слова, какъ известно, представляетъ собою начальный курсъ
грамматики; въ четвертой книге Ушинскы предполагали дать преобла
дающее место статьями по русской исторы и географы). Огромной
важности значеше имеетъ въ Родномъ Слове и то обстоятельство, что
здесь одинаково почетное место занимаютъ статьи художественнаго и
популярно-научнаго характера; вернее даже будетъ сказать, что Ушин-
скш реальныя знаны даетъ детямъ (въ большинстве случаевъ) въ худо
жественной форме и теми самыми примиряетъ непримиримый до этого
требованы обучены формами и содержант языка. —Программа рас
пределены статей въ Родномъ Слове (особенно вторая часть книги)
близко сходна съ программою „Книги для чтены" Паульсона, —и здесь
кроется главный недостатокъ этого капитальнаго труда Ушинскаго
(„Вокругъ да окола“—это первый отдели; „Времена года"—второй
отдели). „Все въ Mipe совершается въ пределахъ времени и простран
ства",—въ этихъ же направленыхъ и условыхъ должно совершаться
и духовное развиты ученика, и действительно, почти все существенно
возможное и доступное ученику изъ того, что его окружаетъ во вре
мени и въ пространстве, Родное Слово даетъ,—шйтъ только подобаю-
щаго места въ этой системе
самому человгьку.
правда, все статьи въ
Родномъ Слове знакомятъ ребенка, въ меру его силъ, съ разумными
и добрыми отпошеными человека ко всему окружающему, но оне не