Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  175 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 175 / 308 Next Page
Page Background

167

курсе средней школы, и мысль Перевл1зсскаго не вызвала подражате­

лей. Правда, много времени спустя, сдгЬлалъ новую попытку— построить

христоматш на новыхъ началахъ — Стоюнинъ (христоматы для низшихъ

классовъ гимназШ), но и его попытка не имела успеха.

Но мысль о выбора и группировке статей для класснаго чтены

не въ интересахъ только формы, но и содержаны, здравая мысль— дать

ученикамъ въ разучпваемыхъ статьяхъ не только образцы изящной сло­

весности, но и доступныя, образующая и воспитывающы основныя зна-

пы, понятая, впечатлены, мысль, прекрасно формулированныя Жуков-

скимъ въ его программ^ образована Цесаревича, эта жизненная мысль

не могла умереть, и, подъ влытемъ иностранныхъ образцовъ, получи­

ла дальнейшее практическое развиты въ

„Кнтгь для чтетя“ Паулъ-

сона

и въ „

Дгьтскомъ мгргь и христоматш“ Ушинского.

Не малое

время книги эти употребляемы были и въ низшихъ классахъ нагаихъ

среднихъ школъ, но настоящее распространены он!з получили въ семье

и въ школе народной. Средняя школа, какъ оказалось, воспользовалась

этими книгами не ради основной ахъ идеи (дать ученикамъ вместе

съ формами языка и воспитывающее содержите), а только потому, что

въ этихъ руководствахъ предлагаемый статьи оказались более доступ­

ными (по языку и содержанию) для учениковъ, более подходящими для

упражнены въ чтенш и въ пересказе, и какъ только явились более

подходящая хрестоматш (Басистовъ, Полевой, Поливановъ), названныя

книги были заменены последними. За то въ народной школе, въ вы­

работке программы учены (въ отношены его

содержант,

сообщения

знанш и проч,, обе эти книги оказали решающее влыны.

яКнига для чтенья" Паульсона, по примеру иностранныхъ образ­

цовъ, группируетъ все статьи

по ихъ идейному содержант

на осно­

ваны правила—

оть близком къ отдаленному:

въ семье и въ школе,

на дворе, на улице, на дороге, въ поле, въ лесу, три царства при­

роды, времена года и проч., и заканчиваем отделами историческимъ,

географнческимъ, статьями для церковнославянскаго чтены. Въ общемъ

здесь уже намеченъ полностью курсъ начальнаго обучены вообще и

народной школы въ частности; только группировка содержаны, про­

грамма распределены статей чисто внешняя, мало отвечающая и со­

держ ант и естественному духовному росту ученика. Еще больше не-

дочетовъ въ руководстве по отношешю къ языку статей: рядомъ со

статьями образцовыми, заимствованными изъ произведете первоклас-

спыхъ нашихъ художниковъ,

стоять

нередко статьи

переводныя,

не от­

вечающая

и самымъ скромнымъ требованымъ въ отвошенш изложены.