—
167
—
курсе средней школы, и мысль Перевл1зсскаго не вызвала подражате
лей. Правда, много времени спустя, сдгЬлалъ новую попытку— построить
христоматш на новыхъ началахъ — Стоюнинъ (христоматы для низшихъ
классовъ гимназШ), но и его попытка не имела успеха.
Но мысль о выбора и группировке статей для класснаго чтены
не въ интересахъ только формы, но и содержаны, здравая мысль— дать
ученикамъ въ разучпваемыхъ статьяхъ не только образцы изящной сло
весности, но и доступныя, образующая и воспитывающы основныя зна-
пы, понятая, впечатлены, мысль, прекрасно формулированныя Жуков-
скимъ въ его программ^ образована Цесаревича, эта жизненная мысль
не могла умереть, и, подъ влытемъ иностранныхъ образцовъ, получи
ла дальнейшее практическое развиты въ
„Кнтгь для чтетя“ Паулъ-
сона
и въ „
Дгьтскомъ мгргь и христоматш“ Ушинского.
Не малое
время книги эти употребляемы были и въ низшихъ классахъ нагаихъ
среднихъ школъ, но настоящее распространены он!з получили въ семье
и въ школе народной. Средняя школа, какъ оказалось, воспользовалась
этими книгами не ради основной ахъ идеи (дать ученикамъ вместе
съ формами языка и воспитывающее содержите), а только потому, что
въ этихъ руководствахъ предлагаемый статьи оказались более доступ
ными (по языку и содержанию) для учениковъ, более подходящими для
упражнены въ чтенш и въ пересказе, и какъ только явились более
подходящая хрестоматш (Басистовъ, Полевой, Поливановъ), названныя
книги были заменены последними. За то въ народной школе, въ вы
работке программы учены (въ отношены его
содержант,
сообщения
знанш и проч,, обе эти книги оказали решающее влыны.
яКнига для чтенья" Паульсона, по примеру иностранныхъ образ
цовъ, группируетъ все статьи
по ихъ идейному содержант
на осно
ваны правила—
оть близком къ отдаленному:
въ семье и въ школе,
на дворе, на улице, на дороге, въ поле, въ лесу, три царства при
роды, времена года и проч., и заканчиваем отделами историческимъ,
географнческимъ, статьями для церковнославянскаго чтены. Въ общемъ
здесь уже намеченъ полностью курсъ начальнаго обучены вообще и
народной школы въ частности; только группировка содержаны, про
грамма распределены статей чисто внешняя, мало отвечающая и со
держ ант и естественному духовному росту ученика. Еще больше не-
дочетовъ въ руководстве по отношешю къ языку статей: рядомъ со
статьями образцовыми, заимствованными изъ произведете первоклас-
спыхъ нашихъ художниковъ,
стоять
нередко статьи
переводныя,
не от
вечающая
и самымъ скромнымъ требованымъ въ отвошенш изложены.