— 166
—
При каждомъ почти изъ назваеныхъ выше руководствъ для уче-
никовъ есть особое руководство и для учителя. Изъ общихъ руководствъ
по родному языку укажемъ: „Обзоръ педагогической и народной лите-
ратуры“, изд. Спб. комитета грамотности, руководство Бунакова и
Тихомирова („Чему и какъ учить на урокахъ родного языка“).
Въ дореформенномъ первоначальномъ обученш (подготовительное
къ средней школе учен!е, школьное и домашнее обучеше простона
родья) не было почти вовсе „
книги для чтешя,—какъ руководства для
обучены родному я з ы к у
Въ семь!; читали, по прохожденш азбуки,
св. исторно, учили молитвы, катехизисъ; въ крестьянской семье и
школ!; разучивали, по преимуществу, Часословъ, Псалтирь. Предпола
галось, что учить русскихъ детей русскому языку незачТмъ, —они его
и безъ того знаютъ и дальше будутъ учиться и выучатся безъ учителя.
Единственное, чему нужно учить детей по родному языку—это грам
матик-^,—заучивать грамматическую терминолопю, грамматически опре-
д-Ьлешя и правила, склоненш и спряженш.
Въ школе средней употреблялись „
русстя христоматш1
,—сбор
ники статей въ стихахъ и въ прозе—для упражненш въ чтенш и
пересказе, въ заучиванш. Образцомъ подобнаго рода христоматш мо-
гутъ служить въ настоящее время сборники Поливанова, Басистова,
Полевого. Кроме указанныхъ выше упражненш- сборники эти не ста
вили себе никакихъ другихъ задачъ и преследовали, такимъ образомъ,
исключительно
формальный
цели ученш. Просмотрите оглавлеше ста
тей въ иодобномъ сборнике и вы убедитесь, что система распределе
н а матершла для чтенш обоснована исключительно лишь
на формгъ
статей, на принадлежности ихъ къ тому или другому роду литератур-
ныхъ произведенш, такъ что статьи, рядомъ стоящш, ничемъ не свя
заны между собою, не им-еютъ ничего родственнаго другъ съ другомъ
по своему содержанш, и представляюгъ въ общемъ—словесный
конгла-
мератъ
(приведемъ для примбра заголовки отделовъ: „Мелкое разсказы
и стихотворен1я. Басни. Сказки. Проза повествовательная. Проза опи-
сательная“) .—Любопытное явленш представляетъ собою въ этомъ отно-
шенш грамматика Перевлесскаго: къ небольшому (нужно заметить —
вполне осмысленному) курсу грамматическаго ученш привязана, совер
шенно внешнимъ образомъ обильная
содержатемъ
христоматш, заклю
чающая въ себе, кроме образцовъ
изящной
словесности, многое мно
жество статей популярно-научнаго характера. Но это, внешнимъ обра
зомъ связанная съ грамматикой, христоматш не оказала влшшя на
изм-еневш въ постановке обученш родному языку въ элементарномъ