Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  173 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 173 / 308 Next Page
Page Background

165

процесса бол'Ье легкаго (въ звуковомъ отношенш сравнительно съ чте-

шемъ). Написавъ слово и тотчасъ же прочитавъ написанное, ученикъ

легко постигаетъ процессъ чтенш. Азбука Ушинскаго —зародышъ пра­

вильной постановка звукового метода: отношеше письма къ чтенйо

установлено здесь правильно, но мало разработаны упражненш звуко-

выя (разложенш и ел!ян!е), мало дано и упражнешй собственно въ

письме и въ чтенш, быть можетъ въ разсчете на большую самодея­

тельность учителя.

Полная разработка

метода письма-чтетя

сделана въ руковод-

ствахъ Паульсона, особенно же Бунакова. Въ руководстве носл'Ьдняго

дано самостоятельное место упражнешямъ для изученш звуковыхъ

процессовъ письма и чтенш; данъ соответствующей буквенный мате-

ршлъ и для упражненш въ письме и въ чтенш. Но авторъ осложнилъ

первоначальпыя занятья

предметными

уроками въ связи съ ияучешемъ

звуковъ и излишними упражненшми, часто превышающими силы уче-

никовъ, —въ письме по картинкамъ, въ еоставленш ответовъ на во­

просы, въ чтенш чрезмерно обильеаго матеркла во время изученш

каждой отдельной буквы.—Письмо начинается прежде всего, ученики

читаютъ написанное, а потомъ уже и по печатнымъ буквамъ, и на

второй ступени письмо и чтенье (письменныя и печатпыя буквы) идутъ

совместно.

По методу одновременно-совместнаго обученш письму-чтевш со­

ставлены и руководства—„Наглядная азбука", изд. Павленкова, и

Букварь Д. и Е. Тихомировыхъ. Отличительная особенность „Нагляд­

ной азбуки" заключается въ томъ, что она признаетъ возможнымъ,

почти съ первыхъ яге шаговъ,

самообучете

въ деле усвоенш процес­

совъ чтевш и письма—при помощи картинокъ, которыя и находятъ

себЬ въ руководстве широкое применена. —Исходя изъ обстоятельно

проработанныхъ предварительныхъ упражненШ, звуковыхъ и графиче-

скихъ, „Букварь" Тихомировыхъ даетъ на каждую букву потребный

матерклъ для упражнений въ письме и въ чтенш.

Мы не включаемъ въ нашъ обзоръ

новгьйштъ

азбукъ, не пред-

ставляющихъ собою ничего оригинальваго и нередко повторяющихъ

ошибки, давно сознанныя. Мы не назовемъ и тЬхъ руководствъ, кото­

рыя съ первыхъ же шаговъ обученш стремятся дать учебнымъ заня-

тшмъ одностороннюю и тенденщозную окраску: не входя въ обсуждеьпе

этой стороны дела, мы, однако, укажемъ, что азбуки эти своею исклю­

чительностью затрудняютъ дело первоначальнаго обученш и темъ ста*

вятъ преграды дальнейшииъ успехамъ учениковъ.