—
165
—
процесса бол'Ье легкаго (въ звуковомъ отношенш сравнительно съ чте-
шемъ). Написавъ слово и тотчасъ же прочитавъ написанное, ученикъ
легко постигаетъ процессъ чтенш. Азбука Ушинскаго —зародышъ пра
вильной постановка звукового метода: отношеше письма къ чтенйо
установлено здесь правильно, но мало разработаны упражненш звуко-
выя (разложенш и ел!ян!е), мало дано и упражнешй собственно въ
письме и въ чтенш, быть можетъ въ разсчете на большую самодея
тельность учителя.
Полная разработка
метода письма-чтетя
сделана въ руковод-
ствахъ Паульсона, особенно же Бунакова. Въ руководстве носл'Ьдняго
дано самостоятельное место упражнешямъ для изученш звуковыхъ
процессовъ письма и чтенш; данъ соответствующей буквенный мате-
ршлъ и для упражненш въ письме и въ чтенш. Но авторъ осложнилъ
первоначальпыя занятья
предметными
уроками въ связи съ ияучешемъ
звуковъ и излишними упражненшми, часто превышающими силы уче-
никовъ, —въ письме по картинкамъ, въ еоставленш ответовъ на во
просы, въ чтенш чрезмерно обильеаго матеркла во время изученш
каждой отдельной буквы.—Письмо начинается прежде всего, ученики
читаютъ написанное, а потомъ уже и по печатнымъ буквамъ, и на
второй ступени письмо и чтенье (письменныя и печатпыя буквы) идутъ
совместно.
По методу одновременно-совместнаго обученш письму-чтевш со
ставлены и руководства—„Наглядная азбука", изд. Павленкова, и
Букварь Д. и Е. Тихомировыхъ. Отличительная особенность „Нагляд
ной азбуки" заключается въ томъ, что она признаетъ возможнымъ,
почти съ первыхъ яге шаговъ,
самообучете
въ деле усвоенш процес
совъ чтевш и письма—при помощи картинокъ, которыя и находятъ
себЬ въ руководстве широкое применена. —Исходя изъ обстоятельно
проработанныхъ предварительныхъ упражненШ, звуковыхъ и графиче-
скихъ, „Букварь" Тихомировыхъ даетъ на каждую букву потребный
матерклъ для упражнений въ письме и въ чтенш.
Мы не включаемъ въ нашъ обзоръ
новгьйштъ
азбукъ, не пред-
ставляющихъ собою ничего оригинальваго и нередко повторяющихъ
ошибки, давно сознанныя. Мы не назовемъ и тЬхъ руководствъ, кото
рыя съ первыхъ же шаговъ обученш стремятся дать учебнымъ заня-
тшмъ одностороннюю и тенденщозную окраску: не входя въ обсуждеьпе
этой стороны дела, мы, однако, укажемъ, что азбуки эти своею исклю
чительностью затрудняютъ дело первоначальнаго обученш и темъ ста*
вятъ преграды дальнейшииъ успехамъ учениковъ.