— 164 —
Последними остаткомъ въ вашей учебной литературе буквоеда-
гательнаго метода служите „
Азбука“ гр. Л. П. Толстого.
Состави
тель предназначаете свою азбуку и для занятш по старому методу —
буквослагательному (
азъ, буки, в
1
ъди
и т. д.), и по
новому
(
а, бе, ве>
ге
и т. д.) и по новМшему-звуковому
(а, бъ, въ, гъ
и т. д.),—какъ
будто бы тотъ или другой методъ и заключается лишь въ томъ или
въ другомъ назваши буквъ. Составитель даетъ весь алфавитъ заразъ,
въ установленномъ искони порядка, после чего предлагаетъ упражпе-
шя въ чтевш словъ и реченш. Но въ программе упраяшешй для пре
одолены! трудностей чтешя—нрактикъ-учитель можетъ многому въ
этой азбуке научиться: программа трудностей разработана тщательно
и целесообразно и заслуживаетъ полнаго вниманья. Не меньшаго вни-
машя заслуживаетъ и обработка матертла для чтешя —въ форме ма-
ленькихъ статеекъ: во всемъ этомъ видна опытная рука великаго ма
стера русскаго слова. Письму азбука не учите,
рекомендуя для этого
любую дешевую пропись.
Въ первое время возникновенш у насъ
новой
школы, наиболь-
шимъ распространении пользовался „
методъ
“ барона Корфа, при
мененный Добровольскимъ въ его азбуке, „Методъ" барона Корфа
представляетъ собою переходъ отъ метода буквослагательнаго къ звуко
вому, и хотя онъ теперь и не пользуется популярностью, но все же
мнопе изъ преподавателей следуютъ ему въ своей практике, вовсе
того не подозревая. Корфъ ввелъ звуковыя назвашя буквъ. Онъ изу
чаете буквы въ порядке—отъ легкаго къ трудному (въ звуковомъ отно-
шеши). Онъ даетъ на каждую букву упражнешя въ чтеши слоговъ и
целыхъ словъ. Но онъ учите звуковымъ процессамъ чтешя (сльяше
звуковъ) не на звукахъ, а
на буквахъ,
и ученики сами, безъ всякой по
мощи учителя, должны постигнуть „
тайнуи
елкшя. Обучая вычерчи
вать буквы
попечатному,
Корфъ прививаете детямъ дурньш навыки
въ письме, и письму, въ полномъ смысле этого слова (въ звуковомъ
отношенш, въ правильно-графическомъ) не учите. Азбука Доброволь-
скаго предлагаетъ для чтешя матертлъ „неизбранный“, часто безео-
дерягательный, щнучающш ученика относиться къ читаемому безеозна-
тельно. Единственною заботою автора этого метода является научить
грамоте—полегче и поскорее (въ 18 уроковъ) прежняго.
Стремлеше изучить не одне только буквы (а
по нимъ
и процессы
чтешя и письма), но и дать ученикамъ возможность разумно усвоить
звуковые
процессы чтешя и письма находимъ въ азбуке Ушинскаго, въ
его Родномъ Слове, Обучеше грамоте начинается
съ письма,
какъ