162
—
воспитаны, ни въ какой м'ЬрЬ неприложимыхъ къ жизни и въ боль
шинства забываемыхъ детьми тотчасъ же по выхода изъ школы.
И программа
по чистописатю
вполне отв$чаетъ желанной поста
новке этого предмета въ народныхъ школахъ.
Программа требуетъ письма не
каллиграфическим,
а усвоены про-
стейшихъ формъ буквъ, безъ ненужныхъ украшешй,—прюбр^теша
учениками твердаго, четкаго почерка, прочены къ чистоте и порядку
во всЬхъ письменныхъ работахъ вообще.
Грифельная доска и грифель не рекомендуются даже и въ самомъ
начале занятШ: „Обучены письму начинается на бумаге, скорее пе-
ромъ, нежели карандашомъ, но никакъ не грифелемъ, употреблены ко-
тораго д’Ьлаетъ руку твердой, а не гибкой, и, вместе съ тГмъ, можетъ
послужить къ развития въ учащихся близорукости".
Рекомендуется письмо подъ тактъ: „Правильно применяемый тактъ
способствуетъ npiynemro руки къ равномгЬрнымъ движенымъ, а при ра
боте въ классе оживляетъ дело, поддерживая внимаше и дисциплину".
Письма безъ линеекъ программа не требуетъ, а лишь по одной
линейке я по транспаранту.
Программа узаконяетъ и
прямое письмо,—
имеющее некоторый
преимущества и удобства при занятыхъ со многими отделеными одно
временно".
Въ виду, того, что для усвоенш твердаго и четкаго почерка по
требуется не мало усилш, въ школе едва ли остается время на до-
полеителъныя упражнешя въ письме круглымъ шрифтомъ (рондо) и
славянскимъ полууставомъ,
какъ это указывается программою; не мало
встретятся здесь затрудненШ и съ той стороны, что сами учителя не
знакомы съ письмомъ этого рода, которое, сверхъ всего, не найдетъ
себе и достаточная применена въ жизни.
Лримгьчате.
Во избежаше недоразумений на выпускныхъ экзаме-
нахъ, участники курсовъ выразили желаеш, чтобы училищный советъ
более точно определилъ, каше успехи въ правописанш считаются ны
не
удовлетворительными; какой матершлъ обязателенъ для прочтены
на урокахъ церковнославянскаго чтевы; въ какой форме можетъ тре
бовать экзаминаторъ поверки грамматическихъ знанШ; обязательна ли
на экзамене диктовка, или же вместо нея можетъ быть предложено
изложены прочитанной статьи, что более всего и желательно, и со
гласно съ требоваными программы.