168
—
Общш обзоръ руководствъ по обучешю родному языку.
Въ настоящемъ краткомъ обзорЬ руководствъ по русскому языку
мы намерены, главнымъ образомъ, показать, въ какомъ еаправлеши
развивалось и совершенствовалось преподаванш того или другого пред
мета, кашя руководящая идеи полагались въ основу обученш родному
языку въ начальной школЬ. На основанш этого мы и остановимся
здЬсь на болЬе или мевЬе выдающихся явленшхъ въ этой области,
заключающихъ въ себЬ большую или меньшую самостоятельность и но
визну въ разработка и постановка вопросовъ.
Первой ступенью книжнаго просвЬщенш справедливо почиталось
и почитается обученш грамотЬ; но совсЬмъ уже неправильно эта пер
вая ступень почиталась прежде, нередко почитается и теперь,—въ
примЬненш къ народной школЬ, не только первою, но и единственною.
Простое уменье читать и писать, какъ механически навыкъ, пе даетъ
само по себЬ ни умственнаго, пи нравственнаго развитш, не можетъ
ручаться и за то практическое употреблен^, какое сдЬлаетъ въ жизни
изъ этихъ искусствъ обладающш ими, Въ зависимости отъ общихъ
конечныхъ задачъ учетя должна находиться, главнымъ образомъ, и
оцЬнка орудш ученш—учебныхъ руководствъ и пособш, а въ томъ
числ'Ь и азбукъ, какъ первой ступени ученш.
Въ дореформенной школЬ исключительно господствовали азбуки,
составленный по
буквослагателъному методу.
И въ настоящее время
азбуки эти распространены въ народЬ (при домашнемъ обученш) не
сравненно въ болыпемъ числ’Ь, чЬмъ азбуки, въ основу коихъ поло-
женъ звуковой методъ. Предашя буквослагательнаго метода не рЬдко
отражаются, въ той или другой степени, и на составителяхъ азбукъ—
по звуковому методу.
Ставя себЬ единственною цЬлью—ввести ученика въ обладаше
механизмомъ искусства чтенш и письма (въ самомъ узкомъ смыслЬ это
го слова), буквослагательная азбука не заботится пи о чемъ другомъ,
чему должны быть положены основы на первыхъ же шагахъ ученш и
что должно найти себЬ дальнЬйшее развитш въ будущемъ, и такимъ
образомъ первая ступень ученш ставитъ часто преграды къ дальнЬй-
шему правильному развитко ученика, воспитывая въ немъ дурные на
выки и привычки. Ученш здЬсь—не осмысленное и продолжительное,
отнотеше ученика къ ученш —-тупое, безучастное, подневольное. Азбу
ка буквослагательная, или же въ ея духЬ составленная, не дорожитъ
ни временемъ, ни силами ученика, ни его интересомъ къ зашшямъ.