Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  171 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 171 / 308 Next Page
Page Background

168

Общш обзоръ руководствъ по обучешю родному языку.

Въ настоящемъ краткомъ обзорЬ руководствъ по русскому языку

мы намерены, главнымъ образомъ, показать, въ какомъ еаправлеши

развивалось и совершенствовалось преподаванш того или другого пред­

мета, кашя руководящая идеи полагались въ основу обученш родному

языку въ начальной школЬ. На основанш этого мы и остановимся

здЬсь на болЬе или мевЬе выдающихся явленшхъ въ этой области,

заключающихъ въ себЬ большую или меньшую самостоятельность и но­

визну въ разработка и постановка вопросовъ.

Первой ступенью книжнаго просвЬщенш справедливо почиталось

и почитается обученш грамотЬ; но совсЬмъ уже неправильно эта пер­

вая ступень почиталась прежде, нередко почитается и теперь,—въ

примЬненш къ народной школЬ, не только первою, но и единственною.

Простое уменье читать и писать, какъ механически навыкъ, пе даетъ

само по себЬ ни умственнаго, пи нравственнаго развитш, не можетъ

ручаться и за то практическое употреблен^, какое сдЬлаетъ въ жизни

изъ этихъ искусствъ обладающш ими, Въ зависимости отъ общихъ

конечныхъ задачъ учетя должна находиться, главнымъ образомъ, и

оцЬнка орудш ученш—учебныхъ руководствъ и пособш, а въ томъ

числ'Ь и азбукъ, какъ первой ступени ученш.

Въ дореформенной школЬ исключительно господствовали азбуки,

составленный по

буквослагателъному методу.

И въ настоящее время

азбуки эти распространены въ народЬ (при домашнемъ обученш) не­

сравненно въ болыпемъ числ’Ь, чЬмъ азбуки, въ основу коихъ поло-

женъ звуковой методъ. Предашя буквослагательнаго метода не рЬдко

отражаются, въ той или другой степени, и на составителяхъ азбукъ—

по звуковому методу.

Ставя себЬ единственною цЬлью—ввести ученика въ обладаше

механизмомъ искусства чтенш и письма (въ самомъ узкомъ смыслЬ это­

го слова), буквослагательная азбука не заботится пи о чемъ другомъ,

чему должны быть положены основы на первыхъ же шагахъ ученш и

что должно найти себЬ дальнЬйшее развитш въ будущемъ, и такимъ

образомъ первая ступень ученш ставитъ часто преграды къ дальнЬй-

шему правильному развитко ученика, воспитывая въ немъ дурные на­

выки и привычки. Ученш здЬсь—не осмысленное и продолжительное,

отнотеше ученика къ ученш —-тупое, безучастное, подневольное. Азбу­

ка буквослагательная, или же въ ея духЬ составленная, не дорожитъ

ни временемъ, ни силами ученика, ни его интересомъ къ зашшямъ.