—
161
—
буется составлены несложныхъ
onucaniu по данному плану
и
писемъ
по даннымъ образцамъ.
Введете въ курсъ школы письменныхъ изложе
н а вполне отв'Ьчаетъ не только педагогическимъ требовашямъ, но и
настойчивымъ запросамъ современной обиходной сельской жизни, что
много разъ и было засвидетельствовано народными учителями.
Упражнешя въ письменномъ изложены мыслей сами собою низве-
дутъ на второстепенное место господствующее ныне во многихъ шко-
лахъ диктовку и грамматическы разборъ. Относительно правописаош
указаны въ программе каждая года довольно скромныя требовашя,
причемъ большее вниманы обращено на знаки препинагия, правильное
употреблена которыхъ требуетъ прежде всего разумЬтя логическая
строя речи. Во все три года рекомендуется
предупредительная
дик
товка. Въ объяснительной къ программе записке относительно право-
писаны не прибавлено никакихъ разъяснены и требоватй; относитель
но же грамматики установлевъ следующей взглядъ: „Введены въ учеб
ный курсъ начальная народнаго училища сведены изъ грамматики
имеетъ главною целью облегчить учителю объяснены, а ученикамъ—
запоминаны важнейгпихъ правилъ правописаны. Сведены эти должны
сообщаться въ самомъ элементарнонъ объеме, безъ излишнихъ подроб
ностей, причемъ не следуетъ, однако, избегать общепрвнятыхъ грам-
матическихъ терниновъ*.—Такимъ образомъ, если бы учитель нашелъ
возможнымъ научить своихъ учениковъ правильному, по возможности,
письму, не сообщая для этой цели целой системы грамматическихъ
знашй (а это более или менее осуществимо), то это не противоре
чило бы
духу
программы.
И въ выборе
дополнителъпыхъ свпдгьнт
программа предоставляете
школамъ известную свободу: „Сведены эти могутъ относиться или къ
грамматике, въ особенности же къ правописашю и синтаксису простого
и сложная предложешй, или же въ более обстоятельному ознакомле-
niio учащихся съ отечественной исторгей и съ отечественной геогра
фий, при постоянно.мъ связномъ пересказе учениками прочитанная и
упражнегии ихъ въ письменномъ изложен!и наиболее выдающихся
разсвазовъ*.
Изъ всея сказанная становится вполне очевиднымъ, какое жиз
ненное направлены получитъ съ этого времени обучение въ начальной
народной школе, и как!я важная перемены произведуть программе въ
школахъ, не въ меру увлекавшихся въ последнее время заботами объ
ксключптельномъ усвоены учениками формальныжъ нашковъ и
тшШ,
не дающяхъ въ результате ни умственная развитая, ни нравственная