—
159
—
скому чтенш по нарочито для этой цЬли составленным!, сборникамъ
(одобреннымъ Свят. Синодомъ министерства народнаго просвЬщенш),
гдЬ матертлъ расподоженъ въ учебномъ порядкЬ и согласован!., въ
общемъ, съ программою Закона Божш. Сознательное чтете по этимъ
сборникамъ скорее и вЬрнЬе предотвратить образована привычки чисто
механически относиться къ читаемому и введетъ ученика въ разумЬте
церковнославянскаго текста вообще, Часослова и Псалтири—въ частности
Программа церковнославянскаго чтенш не опредЬляетъ,
сколько
именно
должно быть разучено матертла изъ трехъ названныхъ руко-
водствъ и чЬмъ слЬдуетъ руководствоваться, отдавая предпочтете одно
му тексту передъ другимъ, такъ какъ нЬтъ никакой возможности въ
ц'Ьломъ прочитать всЬ три руководства. Можетъ на практик!? слу
читься, что учитель, къ концу третьяго года, успЬетъ лишь прочитать
начальный главы Евангелш отъ Матвея, начальеыя страницы Часо
слова и Псалтири, а евангельски главы, содержащая учете Христово,
и пЬснопЬнш и псалмы, чаще другихъ поемые и читаемые въ церкви,
останутся неразученными.
Если церковнославянское чтете „должно примыкать къ Закону
Божию и служить ближайшимъ пособшмъ для него“—съ одной сторо
ны, если оно, съ другой стороны, должно дать возможность ученику
участвовать въ чтенш и nbeia при богослуженш, то опять-таки не
обходимо избрать соотвЬтствующш этимъ цЬлямъ ыатерклъ и распо
ложить его въ соотвЬтствш съ программою Закона Божш, а этого
именно и можно достигнуть, давъ въ руководство ученикамъ спещаль-
но составленные для этой цЬли сборники.
Къ
дополнительнымъ свгьдгьншмъ
по церковнославянскому чтенпо
отнесено „практическое ознакомлен^ съ церковнымъ мЬсяцесловомъ.
Въ чемъ должно заключаться это ознакомлена? И необходимы ли эти
„дополнительный свгЬдЬнш“, если, какъ всякому понятно, ученики и въ
четыре года не въ состоянш будутъ прочитать въ ц'Ьломъ не только
трехъ названныхъ руководству по даже и одно Четвероевангелш?
ЗамЬтимъ въ заключеше, что программа по церковнославянскому
чтенш потребуетъ со стороны училищнаго совета значительныхъ разъ-
ясненш для примЬненш ея на практик!;.
Программы по русскому языку
узакоияютъ давно желанную пра
вильную постановку этого предмета въ школахъ и вполнЬ отвЬчаютъ
назрЬвшимъ требоватямъ педагогической теорш и практики.
ГлавнЬйшимъ заняПемъ въ русскомъ языкЬ поставлено объясни
тельное
чтете
и уиражвенш въ устныхъ и письменныхъ изложешяхъ,