—
158
—
учиваше молитвы наизусть.1' —Если изменить указанный зд'Ьсь
поря-
докъ
и установить другой, болЬе соотв'Ьтствуюшдй условымъ естествен-
наго BoenpiaTia словесныхъ произведены*), то указавшая формы разъ-
яснен1я молитвъ вполн’Ь приложимы будутъ къ чтение и разработка
и всякаго литературнаго произведены.
Очевидно, что тЪ же самые разумные пршмы разработки текста
должны быть применены и къ церковнославянскому чтенно, и только
тогда и будетъ достигнута главная цЬль— „духовное назидан1е и вос
питаны въ д'Ьтяхъ молитвеннаго духа и вообще молитвеннаго настроены".
Но составитель программы, очевидно, не могъ рекомендовать указанвыхъ
выше прымовъ для применены ихъ къ чтенпо церковнославянскаго текс
та именно потому, что текстъ этотъ предложенъ въ руководствахъ
(Евангелы, Часословъ, Псалтирь) не въ педагогическомъ порядка
(прежде бы бол'Ье легкое, а потомъ и бол'Ье трудное), и съ первыхъ
же шаговъ учитель и ученики встр^тятн здйсь непреодолимыя затруд
нены въ отношены къ понимание читаемаго.
Если разработка программъ по каждому предмету, не исключая
и Закона Божы, основана на педагогическихъ началахъ, то нЗзтъ ни
какого основаны делать въ этомъ отношены исключены для церковно-
славяпскаго чтен1я. Единственнымъ объяснен1емъ зд'Ьсь можетъ слу
жить желаше освоить д'Ьтей съ Часословомь и Псалтирью; но разу
мные этихъ книгъ скорее и лучше будетъ достигнуто, если матертлъ
для изучены будетъ расположенъ въ систем!» педагогической; въ про-
тивномъ случай нйтъ никакой возможности предотвратить „чисто м е '
ханическое чтены, безъ всякаго понимашя" этихъ книгъ, и дорогое
въ народной школЬ время будетъ потрачено напрасно.
Предоставленное учителю право переносить части программы изъ
одного года въ другой можетъ до некоторой степени ослабить указан
ный неудобства программы: преподаватель можетъ во второмъ году
ограничиться чтешемъ
избраиныхъ мгьстъ
изъ Евангелы, а чтеше изъ
Часослова и Псалтири перенести на вторую половину третьяго года;
но и тогда все-таки представится па нрактикН множество затруднешй
въ ущербъ самому дИлу, такъ какъ и текстъ Евангелы расположенъ
не въ учебномъ порядка, что доказывается и программою Закона Бо-
жы, составленною въ порядкИ педагогическомъ.
Всего правильнее и желательнее вести обучевы церковпославлн-
*) а) Последовательное чтеше текста по частямъ; б) объяснена иепонятнвхъ словъ и
выражешй; в) переводъ; г) иереспрашиваше при помощи вопросовъ, находящихся въ гЬской
логической связи между собою; д1 постепенное обобщеше вопросовъ; е) укачаше главнихъ мыслей;
ж) осмысленное и разумное чтеше всего разъясненнаго текста; з) заучаЕаше наизусть.