Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  166 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 166 / 308 Next Page
Page Background

158

учиваше молитвы наизусть.1' —Если изменить указанный зд'Ьсь

поря-

докъ

и установить другой, болЬе соотв'Ьтствуюшдй условымъ естествен-

наго BoenpiaTia словесныхъ произведены*), то указавшая формы разъ-

яснен1я молитвъ вполн’Ь приложимы будутъ къ чтение и разработка

и всякаго литературнаго произведены.

Очевидно, что тЪ же самые разумные пршмы разработки текста

должны быть применены и къ церковнославянскому чтенно, и только

тогда и будетъ достигнута главная цЬль— „духовное назидан1е и вос­

питаны въ д'Ьтяхъ молитвеннаго духа и вообще молитвеннаго настроены".

Но составитель программы, очевидно, не могъ рекомендовать указанвыхъ

выше прымовъ для применены ихъ къ чтенпо церковнославянскаго текс­

та именно потому, что текстъ этотъ предложенъ въ руководствахъ

(Евангелы, Часословъ, Псалтирь) не въ педагогическомъ порядка

(прежде бы бол'Ье легкое, а потомъ и бол'Ье трудное), и съ первыхъ

же шаговъ учитель и ученики встр^тятн здйсь непреодолимыя затруд­

нены въ отношены къ понимание читаемаго.

Если разработка программъ по каждому предмету, не исключая

и Закона Божы, основана на педагогическихъ началахъ, то нЗзтъ ни­

какого основаны делать въ этомъ отношены исключены для церковно-

славяпскаго чтен1я. Единственнымъ объяснен1емъ зд'Ьсь можетъ слу­

жить желаше освоить д'Ьтей съ Часословомь и Псалтирью; но разу­

мные этихъ книгъ скорее и лучше будетъ достигнуто, если матертлъ

для изучены будетъ расположенъ въ систем!» педагогической; въ про-

тивномъ случай нйтъ никакой возможности предотвратить „чисто м е '

ханическое чтены, безъ всякаго понимашя" этихъ книгъ, и дорогое

въ народной школЬ время будетъ потрачено напрасно.

Предоставленное учителю право переносить части программы изъ

одного года въ другой можетъ до некоторой степени ослабить указан­

ный неудобства программы: преподаватель можетъ во второмъ году

ограничиться чтешемъ

избраиныхъ мгьстъ

изъ Евангелы, а чтеше изъ

Часослова и Псалтири перенести на вторую половину третьяго года;

но и тогда все-таки представится па нрактикН множество затруднешй

въ ущербъ самому дИлу, такъ какъ и текстъ Евангелы расположенъ

не въ учебномъ порядка, что доказывается и программою Закона Бо-

жы, составленною въ порядкИ педагогическомъ.

Всего правильнее и желательнее вести обучевы церковпославлн-

*) а) Последовательное чтеше текста по частямъ; б) объяснена иепонятнвхъ словъ и

выражешй; в) переводъ; г) иереспрашиваше при помощи вопросовъ, находящихся въ гЬской

логической связи между собою; д1 постепенное обобщеше вопросовъ; е) укачаше главнихъ мыслей;

ж) осмысленное и разумное чтеше всего разъясненнаго текста; з) заучаЕаше наизусть.