—
157
—
учебной ел разработки. Въ пазванныхъ руководствахъ матерылъ рас-
положенъ
не отъ легкаго къ трудному
. почему на практик!; и должны
встретиться непреодолимыя затруднены со стороны сознательнаго отно
шены учениковъ къ читаемому тексту. Участники курсовъ справед
ливо заявляютъ, что мнопе изъ псалмовъ невразумительны и для са-
михъ преподавателей, и чтены безъ объяснены приведетъ въ резуль
тате лишь къ механическому, неосмысленному заучиваипо церковно-
славянскаго текста.
Предвидели, очевидно, это затруднены и составители „Програм
мы : „При чтены обращается вниманы на значены простейшихъ словъ
и выражены, чтобы предотвратить чисто механическое чтены, безъ
всякаго пониманы, но не требуется при этомъ объяснения всего со-
держаны." —Преподаватели справедливо замЬчаютъ, что „простейшая
слова и выражены" могутъ быть поняты учениками и безъ объясне-
шй учителя, требуютъ же объяснены прежде всего слова и выраже-
н;'я более трудный, а безъ пониманы таковыхъ, какъ и
безъ понима
ет всего содероюангя читаемою
, нельзя предотвратить
чисто-механи-
ческаго чтетя.
При такой постановке предмета не можегъ быть раз
решена и следующая задача, которую ставитъ программа: „Главная
забота должна быть посвящена религшзно-воспитательной задаче, по
чему главною целью церковнославянскаго чтетя поставляется духов
ное назидаше и воспитаны въ дГтяхъ молитвеннаго духа и вообще
молитвепнаго настроены."—Преподаватели не видятъ возможности безъ
объяснений трудностей текста, безъ объяснены всего содержашя чи-
таемаго, достигнуть въ результате
назидатя
отъ читаемаго, молитвен
наго духа и настроены.
Въ программе Закона Божы указаны цЬлесообразныя средства,
ведущы къ уразумГнпо содержашя изучаемаго церковнославянскаго
текста: „11ри изучены каждой молитвы въ отдельности предлагается
следовать такому порядку: а) прочтете целой молитвы, разумеется,
осмысленное и прочувствованное *); б) указаны главныхъ мыслей, за
ключающихся въ молитве; в) объяснены встречающихся въ ней не-
понятныхъ словъ и выражены; г) переводъ или возможно краткий и
близкы тексту перифразъ молитвы; д) переспрашиваие учениковъ при
помощи наводящихъ и находящихся въ тесной логической между со
бою связи вопросовъ; е) постепенное обобщены вопросовъ, и ж) за-
*) Позволительно думать, что осмысленное и прочувствованное прочтете молитвы можетъ
получиться лишь какъ результата ел поннмашя, т. е посл'Ь обстоятельнаго изучетя молитвы и
цолнаго разум'Ьтя
ея
содержашя.