Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  99 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 99 / 734 Next Page
Page Background

189

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

190

1812 годовъ, а русскаго простонародья во

вс4 года, каше вамъ угодно... Многое бы­

ваете хорошо для своего времени, и иное жи­

вете в'Ькъ, иное десять лЬтъ, иное годъ, а

иное одинъ день... Bob эти «ПоЬздки въ

Германш», «Черный Женщины, «Киргнзъ-

Кайсаки», «Коты БурмосЬки», «Семейства

Холмекихъ» и тому подобный произведен^

:яе могли не нравиться въ свое время; но

время это прошло, уже не воротится для

иихъ, и теперь, если бы кто еталъ ими уго­

щать публику, выхваляя ихъ достоинства,

публика могла бы ответить: «хороши были

покойники—вЬчная имъ память, не будемъ

тревожить ихъ праха...

э

Отчего же, спросить, теперь не является

такихъ же болЬе или менЬе удовлетворитель-

ныхъ для нашего времени еочинешй, каши

выходили тогда въ такомъ значнтельномъ

чисдЬ?—Въ этомъ ЕопросЬ — вся сущность

дЬла. Мы сказали выше, что то время было

временемъ опытовъ и попытокъ въ разныхъ

родахъ. Теперь это время миновалось: все

уже испытано, и чтобъ проложить въ искус-

ствЬ новую дорогу, нуженъ гешй или по

крайней мЬрЬ велишй талантъ, а гешй и

велиюе таланты не родятся десятками и дю­

жинами. Вы хотите отличиться, напримЬръ,

на поприщЬ лирической поэзш—за что вамъ

приняться: за оды?—ихъ вйкъ давно про-

лзедъ; за элегщ? — хорошо; но вы должны

сказать въ нихъ что-нибудь новое. О грусти,

разочаровашн, идеалахъ, неземиыхъ дЬвахъ,

лунй, сладостной лЬни, рвзгульныхъ пирахъ,

шипучемъ вииЬ, отчаянш, ненависти жъ

людямъ, погибшей юности, измЬнй, кянжа-

лахъ, ядахъ — обо всемъ этомъ уже было

сказано и пересказано тысячу разъ и въ

изящныхъ создашяхъ Пушкина, и толпой

его подражателей. Теперь уже васъ не стя­

нуть читать, если вы захотите удивлять раз­

машистостью бойкой фразы, яркой звонко­

стью стиха, восторженными диеирамбами въ

честь голубоокихъ младыхъ дйвъ и шу-мныгь

пировъ удалой юности, потому что въ этомъ

васъ предупреднлъ Языковъ — и предупре­

дить, какъ чедовЬкъ съ талантовъ, который

шелъ своей дорогой, какая бы ни была она,

я умЬхь быть оригинальными, какова бы ни

была эта оригинальность. Языковъ унее са­

мыми этими временными успЬхомъ своей

поэзш навсегда уничтожили возможность та­

кой поэзш:—въ этомъ-то и состоитъ его не­

отъемлемая заслуга русской литература и не­

отъемлемое право на мйсто въ исторш русской

литературы. Если 6 ь неизбежно было читать

кого-нибудь изъ васъ, таки уже, конечно, его,

а не васъ: оригиналы всегда предпочитаются

копшмъ. Хотите ли вы блеснуть выписными

чувствами, выраженными ослЬпителъно-вы-

яурными фразами и натянуто-смЬлой мета­

форой,—васъ и тутъ предупредили Бенедик-

товъ, и тоже предупредили, какъ человйкъ съ

даровашемъ, который сами проложили себЬ

дорогу, какова бы она ни была, и были ори-

гиналенъ, чтб бъ ни говорили объ его ориги­

нальности. Бенедиктовъ тЬмъ и оказали ват ную услугу русской литератур*, что самымъ

успйхомъ своей поэзш сдЬлалъ навсегда смеш­

ной такую п о э зт Для этого тоже нуженъ

талантъ! Гешй или велишй талантъ уничто-

жаетъ для другихъ возможность прославить­

ся на его счетъ посредствомъ подражанш, а

ташя маленьше, хотя и ярше и самобытные

таланты, призванные показать прсмЬръ укло-

нешя искусства отъ настоящей его цЬли,

спасаютъ въ будущемъ искусство отъ этихъ

укдоненй именно невозможностью для дру­

гихъ подражать имъ въ ихъ ложномъ испра­

влен) и. Это заслуга отрицательная, но и для нея

нужно имЬть талантъ, нужно, чтобъ въ оено-

в'Ь такого ложнаго вдохновенш была своя

истинная струя поэзш, подобно

80

.№ТЫМЪ

крупинкамъ въ масеЬ ручного песка. Теперь

уже невозможны таше поэты, какъ Языковъ

и Бенедиктовъ, или, лучше сказать, невоз-

моженъ скодько-пибудь значительный уснЬхъ

со стороны такихъ поэтовъ. Недавно въ

МосквЬ нЬкто МилькЬевъ, о близкомъ при-

шествш котораго въ литературный мтръ за­

ранее трубили прштельеше журналы, какъ

о чудЬ-чудномъ и дивЬ-дивномъ, иядалъ книж­

ку сти'хотворешй, который но формЬ пока­

зали въ немъ ученика Языкова и Бенедик­

това, а по содержанию—ученика Хомякова;

не чувствуя въ себЬ довольно силы, чтобъ

хоть сравняться съ своими образцами не

только превзойти ихъ, а вмЬстЬ съ тЬмъ же­

лая во что бы то ни стало показаться ори-

гипальныиъ, онъ не придумалъ ничего луч-

шаго, какъ превзойти свой образецъ въ на-

правленш своей поэзш и, взявъ за основа-

ше неопределенно и темно поняту ю мысль

о народности, довести ее до последней нелЬ-

пости. Для этого онъ началъ воспевать вос­

торженными стихами русскую сивуху и до­

казывать, что Ломоносовъ оттого только и

сделался преобразователеыъ русскаго слова,

что имЬлъ несчастную страсть невоздержно­

сти, которую московский поэте поставили ему

въ великую заслугу.., Видите ли, какъ труд­

но теперь сделаться поэтомъ на чужой счетъ,

безъ таланта, безъ образование безъ идеи,

безъ призвашя!... Пушкинъ при жизни своей

не былъ понять: при начале его поирища

имъ поверхностно восхищались и думали

походить на него, усвоивъ себе не тайну,

не жизнь, а только легкость его стиха,—

при конце его поприща легкомысленно къ

нему охладели, считали себя выше его

потому только, что не были въ состоянш

понять его, указывая на его ошибки и про-