Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  104 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 104 / 734 Next Page
Page Background

199

СОЧИНЕНЫ. В. Г. БЬДИНСКАГО.

2 0 0

вш дарованы, которыхъ еще больше на бй-

ломъ свЬтЬ, чймъ людей совершенно бездар-

ныхъ, принялись за свое дЬло, на которое

назначены они природой и судьбой: они со­

ставляюсь историческы компиляцш и ста­

тейки о нравахъ для политипажныхъ изда-

шй. Когда картинки плохи, текстъ читается

столько внимательно, сколько это нужно для

объяснения картинокъ; когда картинки хо­

роши (такъ, напримйръ, картинки Тимма),

текстъ вовсе ие читается; но сочинители отъ

этого ничего не теряютъ: ихъ книги поку­

паются для картинокъ, и читатели не въ пре-

тензш за вздорную галиматью текста. И чита­

тели правы: простительнее восхищаться хоро­

шими картинками, чймъ пустыми книгами...

Время дЬтскихъ восторговъ прошло, и

настаетъ время мысли. Публика сделалась

требовательнее. Правда, она сама не отдала

себе отчета въ томъ, чего требуетъ, но уже

не удовлетворяется всемъ, чемъ не попот-

чуетъ ее досужая деятельность нисакъ. Вре­

мя сознаны еще не настало, но уже близко

начало этого сознаны. Пышные возгласы и

великолепный фразы ужъ всемъ кажутся

пошлыми, и ими ужъ никого нельзя заинте­

ресовать. Никто не станетъ сомневаться въ

существовали русской литературы; но вся-

К

1

Й имеетъ право требовать настоящаго

взгляда на ея объемъ и степень ея важ­

ности, и всяшй имеетъ право смеяться при

пышныхъ сравненыхъ ея съ иностранными

литературами. Чтр у насъ есть литература, для

этого достаточно знать, что у насъ есть Пуш-

кинъ, и что мы, кроме Пушкина, съ гордостью

можемъ указать еще на несколько именъ.

Наша литература имеетъ и свою исторно, по­

тому что все замечательный ея явленш исто­

рически последовательны и одни факты объяс­

няются другими предшественниками. Все это

такъ; но вместе съ этимъ мы не должны за­

бывать, что наша литература вначале была

пересаженнымъ цвйткомъ, жизненность ко-

тораго долго поддерживалась искусственно,

за стеклами теплицы. Очень и очень недавно

начала она пускать корни въ русскую почву.

И такъ еще доселе тесна эта почва! Где

та сплоченная масса, изъ жизни которой,

какъ цвЬтокъ изъ почки, возникла бы наша

поэзы и обратно действовала бы одинаково

на всю эту массу? Какое отношены имеетъ

наша современная поэзы съ поэзый народ­

ной? Оне не только не родня одна другой—

даже незнакомы другъ съ другомъ. Прочтите

пьесу Пушкина не только мужику, но хоть

иному и купцу первой гильдш: что онъ о

ней скажетъ?... Где наша публика которая

силой своего мийны уронила бы безстыдно-

торговый журналъ или по крайней мГр/Ь

ограничила бы его дерзость и наглость? Она

на многое сердится, многимъ недовольна, но

чемъ именно, этого она сама не знаетъ, по­

тому что она—не сплошная масса, а собра­

т е людей различныхъ

состоян

1

й

,

круговъ,

требовашй, поняий, привычекъ, собрате лю­

дей, не связанныхъ между собою единствомъ

мийны. Выходятъ «Мертвый Души»: боль­

шинство публики ими недовольно, охотно

соглашается съ журнальной бранью враговъ

автора—и въ то же время читаетъ, перечиты-

ваетъ и въ короткое время раскупаетъ двой­

ное издаше (2,400 экземпляровъ) «Мертвыхъ.

Душъ». Это фактъ, и очень многозначитель­

ный! Для удовлетворены своей жажды къ

чтенш (а жажды къ чтенно въ ней нельзя

отрицать), она ищетъ все новаго, большей

частью забывая старое. Попробуйте сказать

слово, что въ Ломоносовй, Державин^, Ка­

рамзин!} есть не только достоинства, но и

недостатки, и что, писатели прошлой эпохи,,

они для насъ уже далеко не то, чймъ были,

для отцовъ и дйдовъ,—и тотчасъ же многы

закричать, что у васъ нйтъ уважены къ

заслуженными авторитетами, что вы нагло

топчете въ грязь великш имена и т. п. И въ-

публике сейчасъ же раздадутся голоса: «да,

да, въ самомъ д’кгЬ! какъ это можно, на что

это похоже!» И, вы думаете, это говорить

люди, изучивппе Ломоносова, Державина,

Карамзина? Нисколько; они даже и не чи­

тали этихъ писателей, но они привыкли но

насдышкй уважать эти имена. Оттого-то

инымъ и легко ихъ уверять, въ чемъ угодно,

и заставлять смотр'Ьтъ на дельную критику,

которая силится показать истинное значеше

писателя, какъ на злонамеренную брань. .

Та же незрйлость и шаткость и въ нашей

литературе. У насъ есть поборники евро­

пеизма, есть славянофилы и др.; ихъ назы-

ваютъ литературными париями. Смешное на­

званы! Всякая парии имеютъ свои корни в ъ

обществе и бываютъ отголосками или выра-

жешями различи! и противореча обществен-

*наго мненш. Наши же парии составляются

изъ литературныхъ кружковъ, изъ которыхъ

въ каждомъ случайно набралось человекъ

десятокъ, сошедшихся на вечере за чаемъ

въ некоторыхъ невинныхъ литературныхъ

мнешяхъ и вкусахъ. И эти-то кружки назы­

вания. себя «париями». Въ добрый часъ!.

Пймъ бы дитя не тешилось, лишь бы не пла­

кало! Литераторство у насъ—дело между

другими важнейшими делами, отдыхъ отъ

служебныхъ заняий, а чаще всего оно имеетъ

простое значеше лишнихъ полутора или

двухъ тысячъ рублей въ годъ вдобавокъ

къ жалованью. Много ли у насъ литерато-

ровъ, которые посвятили себя одной лите­

ратуре по призван!ю, по страсти къ ней?

У

насъ уже понимаютъ, что заняты литерату­

рой между прочимъ—дйло очень почтенное,

особенно, если оно прибыльно...