Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  97 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 97 / 734 Next Page
Page Background

185

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

186

-

смертный»—(травная, но поэтическая фан­

тасмагории Еадо сказать правду, у Вельт-

мана несравненно больше фантазш, чЬмъ у

романистов!., о которыхъ мы говорили вы­

ше, и потому онъ гораздо больше ноэтъ, ч!мъ

они. Но его фантазш стаетъ только на по­

этически места; съ целыми же произведе-

шемъ она никогда не въ состояши управиться.

Оригинальность фантазш Ведьтмана часто

сбивается на странность и вычурность въ

вымыслахъ. Прочптавъ его романъ, помнишь

прекрасный, исполненный поэзш места, но

целое тотчасъ изглаживается изъ памяти. Къ

романтическими и поэтическимъ вымысламъ

Вельтманъ примешиваете какой-то археоло-

гичесшй мистицнзмъ и вносить свою страсть

къ этимологическими объяснешямъ исторн-

ческихъ и даже доисторическихъ вопросовъ.

Все это очень безобразить его романы. Ту­

манность и неопределенность въ вымыслахъ

и характерахъ также принадлежите къ не­

достатками романовъ Вельтмана. Каждый

новый его романъ были повтореюемъ не-

достатковъ нерваго съ ослаблетемъ красотъ

его. Все это сделало то, что Вельтманъ поль­

зуется гораздо меньшей известностью и мень­

шими авторитетомъ, нежели какихъ бы за­

служивало его замечательное дарованы.

Почти въ то же время явились на сцену

и друке романисты, иы’Ьвпие бслышй

или

менышй успехи, какъ, иапримйръ, Ушаковъ,

котораго «Киргязъ-Кайсакъ» не лишенъ были

кое-какихъ относнтельныхъ доетоииствъ. Ро­

манъ скривавшаго свое имя автора— «Се­

мейство Холмекихъ» им^лъ замечательный

успехи; въ немъ попадаются довольно

жи-

выя картины русскаго быта въ юморнети-

ческомъ роде; но онъ утомителенъ избиты­

ми пружинами вымысла и избыткомъ ееп-

тиментальжоети, соединенной съ резонер-

ствомъ. Марлинсшй гарцовалъ въ журналахъ

своими трескучими повестями до 1886 года;

особо и вполне оне были изданы въ 1838—

1839 годажъ. Изъ новыхъ нувеллистовъ въ

началЬ тридцатыхъ годовъ явился дарови­

тый казаки Луганска! со своими оригиналь­

ными розсказнями на русско-мододецшй ладь,

который онъ потоми мало-по-маду начали

оставлять для лучшаго тона и содержат:-:.

Какъ *казки, такъ и повести Луганскаго

были плодомъ сколько замечательного даро­

ваны, столько же и прилежной наблюда­

тельности, изощренной маогосторонней жи­

тейской опытностью автора, человека быва­

лого и коротко озлакомившагося съ бытокъ

Росши почти на всехъ концахъ ея. Пого­

дине и Полевой, съ особенными уеердшмъ'

принявшееся за повести съ 1829 года, из­

дали въ тридцатыхъ годахъ собрата этихъ

Еовестей. Въ начале же тридцатыхъ годовъ

неожиданно вышла первая часть дотоле ни­

кому неизвестныхъ стихотворенгй Венедик­

това, котораго талантъ въ стихахъ то же,

что талантъ Марлинскаго въ прозе; время

уже доказало справедливость приговора, ка­

кими встречены были критикой первые опы­

ты Бенедиктова. Но не вей критики были

такъ строги къ этому блестящему стихо­

творцу; одинъ ыосковсшй критики и словес­

ники, при томъ же сами шита, объявили, что

до Венедиктова поэзш наша (представителя­

ми которой, разумеется, были Державинъ,,

Крыловъ, Жуковстй, Батюшковъ, Пушкинъ,

Грибоедовъ) была чужда мысли, и что толь­

ко въ изящныхъ произведешяхъ Венедикто­

ва русская поэзш въ первый разъ явилась

вооруженная мыслью...—Еще прежде Бене­

диктова вышелъ на литературное поприще

Кукольники съ лирическими стихотворенш-

ми, драмами въ стихахъ, а потомъ съ пове­

стями, романами, журнальными статьями и

пр. Въ его литературной и поэтической де­

ятельности заметнее всего—уешие обыкно-

веннаго таланта подняться на высоты, до­

ступный только генш, и потому если пельзя'

отрицать въ немъ таланта, то нельзя и опре­

делить степени характера и засдугъ этого-

таланта. Мы, можетъ-быть, забыли и еще кое-

какы произведены, ямевппя въ то время

болышй или менышй успехъ и умножившы

собой число интересовавшихъ публику книги;

но не обо всехъ же говорить! Лучше ска-

жемъ, что князь Одоевсшй, почти ничего от­

дельно не издававппй доселе подъ своими

именемъ, съ 1824 года постоянно печатать

въ повременныхъ жзданшхъ повести и раз-

сказы особеннаго рода, въ которыхъ нрав­

ственный идеи облекались то въ поэтичесше

образы, то въ живое слово, исполненное па-

ооса красноречш... Но о нихъ мы скоро бу-

демъ иметь случай говорить подробнее.

Съ 1839 года въ русской литературе со­

вершился заметный передомъ. Книжная тор­

говля упала, книги стадо выходить гораздо

менЬе, и литература начала казаться беднее

нрежняго. Пушкинъ умеръ, и два года печа­

тались въ «Современнике» его посмертный

произведены. Это были последны и самыя вы-

сокы, самыя зрйлыя созданы вполне развив-

шагося

и

возмужавшаго его художническая)

гейш. Въ первомъ томе «Ста Русскихъ Лите-

раторовъ» были напечатаны его «Каменный

Гость» и отрывокъ изъ романа. Все остальное,

дотоле неизвестное публике, появилось только

въ 1841 г. въ трехъ последнихъ томахъ пол-

( наго собраны его сочинешй. Долго тянулось

• для публики изданы новыхъ, неизвЬстныхъ

ей сочинешй Пушкина,—и этими утомилось

не вниманш, а ожиданы публики!.. Съ 1837

года начали появляться въ журналахъ стихо-

творены Лермонтова, въ первый разъ из­

данный особо въ 1840 году, равно какъ К-