185
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
186
-
смертный»—(травная, но поэтическая фан
тасмагории Еадо сказать правду, у Вельт-
мана несравненно больше фантазш, чЬмъ у
романистов!., о которыхъ мы говорили вы
ше, и потому онъ гораздо больше ноэтъ, ч!мъ
они. Но его фантазш стаетъ только на по
этически места; съ целыми же произведе-
шемъ она никогда не въ состояши управиться.
Оригинальность фантазш Ведьтмана часто
сбивается на странность и вычурность въ
вымыслахъ. Прочптавъ его романъ, помнишь
прекрасный, исполненный поэзш места, но
целое тотчасъ изглаживается изъ памяти. Къ
романтическими и поэтическимъ вымысламъ
Вельтманъ примешиваете какой-то археоло-
гичесшй мистицнзмъ и вносить свою страсть
къ этимологическими объяснешямъ исторн-
ческихъ и даже доисторическихъ вопросовъ.
Все это очень безобразить его романы. Ту
манность и неопределенность въ вымыслахъ
и характерахъ также принадлежите къ не
достатками романовъ Вельтмана. Каждый
новый его романъ были повтореюемъ не-
достатковъ нерваго съ ослаблетемъ красотъ
его. Все это сделало то, что Вельтманъ поль
зуется гораздо меньшей известностью и мень
шими авторитетомъ, нежели какихъ бы за
служивало его замечательное дарованы.
Почти въ то же время явились на сцену
и друке романисты, иы’Ьвпие бслышй
или
менышй успехи, какъ, иапримйръ, Ушаковъ,
котораго «Киргязъ-Кайсакъ» не лишенъ были
кое-какихъ относнтельныхъ доетоииствъ. Ро
манъ скривавшаго свое имя автора— «Се
мейство Холмекихъ» им^лъ замечательный
успехи; въ немъ попадаются довольно
жи-
выя картины русскаго быта въ юморнети-
ческомъ роде; но онъ утомителенъ избиты
ми пружинами вымысла и избыткомъ ееп-
тиментальжоети, соединенной съ резонер-
ствомъ. Марлинсшй гарцовалъ въ журналахъ
своими трескучими повестями до 1886 года;
особо и вполне оне были изданы въ 1838—
1839 годажъ. Изъ новыхъ нувеллистовъ въ
началЬ тридцатыхъ годовъ явился дарови
тый казаки Луганска! со своими оригиналь
ными розсказнями на русско-мододецшй ладь,
который онъ потоми мало-по-маду начали
оставлять для лучшаго тона и содержат:-:.
Какъ *казки, такъ и повести Луганскаго
были плодомъ сколько замечательного даро
ваны, столько же и прилежной наблюда
тельности, изощренной маогосторонней жи
тейской опытностью автора, человека быва
лого и коротко озлакомившагося съ бытокъ
Росши почти на всехъ концахъ ея. Пого
дине и Полевой, съ особенными уеердшмъ'
принявшееся за повести съ 1829 года, из
дали въ тридцатыхъ годахъ собрата этихъ
Еовестей. Въ начале же тридцатыхъ годовъ
неожиданно вышла первая часть дотоле ни
кому неизвестныхъ стихотворенгй Венедик
това, котораго талантъ въ стихахъ то же,
что талантъ Марлинскаго въ прозе; время
уже доказало справедливость приговора, ка
кими встречены были критикой первые опы
ты Бенедиктова. Но не вей критики были
такъ строги къ этому блестящему стихо
творцу; одинъ ыосковсшй критики и словес
ники, при томъ же сами шита, объявили, что
до Венедиктова поэзш наша (представителя
ми которой, разумеется, были Державинъ,,
Крыловъ, Жуковстй, Батюшковъ, Пушкинъ,
Грибоедовъ) была чужда мысли, и что толь
ко въ изящныхъ произведешяхъ Венедикто
ва русская поэзш въ первый разъ явилась
вооруженная мыслью...—Еще прежде Бене
диктова вышелъ на литературное поприще
Кукольники съ лирическими стихотворенш-
ми, драмами въ стихахъ, а потомъ съ пове
стями, романами, журнальными статьями и
пр. Въ его литературной и поэтической де
ятельности заметнее всего—уешие обыкно-
веннаго таланта подняться на высоты, до
ступный только генш, и потому если пельзя'
отрицать въ немъ таланта, то нельзя и опре
делить степени характера и засдугъ этого-
таланта. Мы, можетъ-быть, забыли и еще кое-
какы произведены, ямевппя въ то время
болышй или менышй успехъ и умножившы
собой число интересовавшихъ публику книги;
но не обо всехъ же говорить! Лучше ска-
жемъ, что князь Одоевсшй, почти ничего от
дельно не издававппй доселе подъ своими
именемъ, съ 1824 года постоянно печатать
въ повременныхъ жзданшхъ повести и раз-
сказы особеннаго рода, въ которыхъ нрав
ственный идеи облекались то въ поэтичесше
образы, то въ живое слово, исполненное па-
ооса красноречш... Но о нихъ мы скоро бу-
демъ иметь случай говорить подробнее.
Съ 1839 года въ русской литературе со
вершился заметный передомъ. Книжная тор
говля упала, книги стадо выходить гораздо
менЬе, и литература начала казаться беднее
нрежняго. Пушкинъ умеръ, и два года печа
тались въ «Современнике» его посмертный
произведены. Это были последны и самыя вы-
сокы, самыя зрйлыя созданы вполне развив-
шагося
и
возмужавшаго его художническая)
гейш. Въ первомъ томе «Ста Русскихъ Лите-
раторовъ» были напечатаны его «Каменный
Гость» и отрывокъ изъ романа. Все остальное,
дотоле неизвестное публике, появилось только
въ 1841 г. въ трехъ последнихъ томахъ пол-
( наго собраны его сочинешй. Долго тянулось
• для публики изданы новыхъ, неизвЬстныхъ
ей сочинешй Пушкина,—и этими утомилось
не вниманш, а ожиданы публики!.. Съ 1837
года начали появляться въ журналахъ стихо-
творены Лермонтова, въ первый разъ из
данный особо въ 1840 году, равно какъ К-