Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  101 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 101 / 734 Next Page
Page Background

193

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

194

очень не у многихъ. Писать же поэмы, какъ

писали ихъ, напримеръ, Коздовъ, Подолин-

сшй и прочш, и теперь бы могли мнопе;

даже л'Ьтъ пять назадъ за нихъ принялся,

было, поэтъ не безъ даровашя—Бернетъ; но

попытка оказалась неудачной: новое время,

новыя и требовашя, более трудный для

исполненш, ч'Ьмъ прежнш. Опять вина не

поэтовъ, а времени,—и ясно, что теперь нашу

литературу обеднило время съ его неудобо­

исполнимыми требоватями, а не недостатокъ

въ охотникахъ писать и въ такихъ талан-

тахъ, какихъ довольно было во время оно...

Драматическая поэзш допускаетъ равно и

стихи, и прозу, даже то и другое вмёсте. Въ

числителъномъ отношеши это у насъ самая

богатая отрасль литературы. Еще въ 1786—

1794 гг. былъ изданъ «Росийсшй веатръ»

въ сорока-трехъ частяхъ: судите же, какое

богатство! Трагедш писали у насъ и Тредь-

яковсшй, и

Л

омоносове

, и

Сумароковъ,

и

Херасковъ, и Княжнинъ,

и

Озеровъ,

и

Крю-

вовсюй и мнопе, мнопе; а писавшихъ коме-

дш н’Ьтъ возможности перечесть на-скоро. И

однако жъ порядочныхъ трагедш въ псевдо-

классическомъ французскомъ родЬ только че­

тыре—Озерова; трагедно въ роде шекспиров-

скихъ драматическихъ хроникъ мы югЬемъ

только одну— «.Бориса Годунова» Пупгеина,

и въ его драматическихъ еценахъ- несколько

опытовъ трагедш собственно («Пиръво время

Чумы», «Моцарта и Сальери», «Скупой Ры­

царь», «Русалка», «Каменный Гость»). Боль­

ше не на что указать. Что касается до коме-

дш, въ которой съ болыпимъ или мевыпимъ

усп'Ьхомъ упражнялось множество писателей,

какъ-то: Сумароковъ, Херасковъ, Княжнинъ,

Капнистъ, Крыловъ, князь Шаховской, За-

госкинъ, ХмГльництй, Писаревъ и проч., и

проч.,—несмотря на огромное богатство на­

шей литературы въ произведеншхъ этого

рода, все-таки решительно не на что указать,

кроме «Бригадира» и «Недоросля» Фонви­

зина, «Горя отъ ума» Грибоедова, «Ревизо­

ра» и «Женитьбы» Гоголя и его же ;<Сценъ»

(«Игроки», «Тяжба», «Лакейская» и проч.).

Итакъ, чтобъ написать теперь трагедпо, ко­

торая была бы не хуже «Бориса Годунова»

и другихъ драматическихъ опытовъ Пушки­

на,—надо иметь талантъ Пушкина. Некото­

рые писатели действительно отважно реши­

лись допытываться своего счастья на этомъ

треволненномъ море. Хомяковъ написалъ

драмы «Ермакъ» и «Дмитрий Самозванецъ»,

изъ которыхъ первая даже была поставлена

на сцену. Но все скоро признали въ каза-

кахъ Хомякова не казаковъ XVI столепя, а

скорее немецкихъ студентовъ добраго ста-

раго времени; вместо характеровъ увидели

олицетвореше известныхъ лирическихъ ощу-

щешй и чувствовашй и вообще нечто въ роде

Соч.

Б

ьлинскаго

.

Т. 1П.

пародш на драматичесюйлиризмъШиллера,—

пародш, написанной, впрочемъ, бойкими, глад­

кими и даже иногда живыми стихами. Бъ

«Самозванце» уже не только одни лирическш

ощущенш и чувствовашя, но и кое-какш до­

морощенный идеи о русской исторш и рус­

ской народности; стихи такъ же хороши, какъ

и въ «Ермаке», местами довольно удачная

подделка подъ русскую речь, и при этомъ

совершенное отсутствш всякаго драматизма;

характеры—сочиненные по рецепту; герой

драмы—идеальный студента на немецкую

стать; тонъ детстй, взгляды невысоше, не­

достатокъ такта действительности—совер­

шенный... Потомъ выступялъ на драматиче­

ское поприще Кукольникъ съ своими дра­

мами изъ жизни итальянскихъ художниковъ.

Отвлеченная идеальность, местами хороппя

лирическая выходки, изредка недурныя дра-

матичесшя положенш; но въ общности не­

верность концепцш, монотонность вымысла

и формы, недостатокъ истиннаго драматизма

и вследствш того непобедимая скука при

чтеши—вотъ характеристика этихъ драмъ

Кукольника. Но у него есть еще и другой

родъ драмъ—это русско-историческш, какъ,

напримеръ: «Рука Всевышняго отечество

спасла», «Скопинъ-Шуйсюй» и «Князь Холм-

сюй». Въ этихъ нетъ ничего общаго съ «Бо-

рисомъ Годуновымъ», который до того про­

никнута везде истинно-шекспировской вер­

ностью исторической действительности, что

самые недостатки его,—какъ-то: отсутствш

драматическаго движенш, преобладаше эии-

ческаго элемента и вследствш этого какое-

то холодное, хотя и величавое спокойствщ,

разлитое во всей пьесе,—происходятъ от­

того, что она слишкомъ безукоризненно верна

исторической действительности русской жи­

зни. Въ драмахъ Кукольника нетъ и призна-

ковъ этой действительности: все ложно, на

ходуляхъ; лучшш места—просто сценичесше

эффекты, и сквозь руссше охабни, кафтаны

и сарафаны пробивается что-то не русское,

какъ въ русско-историческихъ повёстяхъ

Марлинскаго, какъ въ русскихъ песняхъ

Дельвига. Доказательствомъ справедливости

нашихъ сдовъ можетъ служить и то, что этотъ

родъ драмы ловко былъ усвоенъ Ободовскимъ,

Полевымъ, В. Зотовымъ и другими сочини­

телями этого разряда. Но у Кукольника есть

еще особый родъ драмы—это переделанные

въ драматическую форму анекдоты изъ жизни

Петра Великаго (напримеръ, «Иванъ Рябовъ,

рыбакъ архангелогородстй»); въ нихъ много

хорошаго, хоть и нетъ драмы, ибо изъ анек­

дота никакъ нельзя сделать драму. Полевой

не упустилъ изъ вида отличиться и въ драме,

какъ отличился уже въ лирической поэзш,

въ романе, въ повести, въ критике, въ исто­

рш, въ журналистике, въ политической эко-

7